Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета
Неожиданное для многих задержание и практически молниеносный арест Басманным судом Москвы одного из самых влиятельных политиков Дагестана - мэра Махачкалы Саида Амирова – красноречиво говорит о том, что федеральные власти перевели в открытую фазу кампанию по борьбе с коррупцией и несоблюдением действующего законодательства в Северо-Кавказском регионе. Представляется, что таким образом можно повысить эффективность многолетних усилий центра по наведению порядка в некоторых российских регионах юга, которые очень часто в последние годы являются форменными государствами в государстве.
Не будем кривить душой, лукавить и демонстрировать лицемерную политкорректность: практически все республики Северного Кавказа для российской государственной власти являются одной большой проблемой. Да, у каждой из них много своих особенностей. Да, дело не только в террористической активности окончательно не уничтоженного бандитского подполья. И даже не в местных обычаях, где бытовая коррупция играет местами чуть ли не первостепенную роль. Главная проблема – в смешении на практике, "на земле", двух принципиально противоположных по сути систем управления: государственных с клановыми. При этом именно кланово-родовая система очень и очень часто дает ее апологетам негласное право систематически игнорировать действующие законы. Причем и федеральные тоже...
Определенное исключение, по разным причинам, составляет Чечня. И дело тут, наверное, не в своеобразной продвинутости Рамзана Кадырова и той модели управления, которую глава республики исповедует в последние годы. Пример соседней Ингушетии говорит как раз об обратном. Максимально либеральная стилистика управления Юнус-бека Евкурова непопулярна у населения. Чтобы смириться с данным фактом, не надо смотреть в социологические опросы. Достаточно вспомнить о числе и характере покушений на самого Евкурова, и почитать в Интернете примеры "компромата" на него.
Однако я немного отвлекся. История, разворачивающаяся вокруг махачкалинского мэра Амирова (сразу оговорюсь - степень его вины установит суд, и спекулировать на деталях этого уголовного дела ни в коем случае не следует), в реальности наводит на единственный вывод. Российская федеральная власть пытается как сорняк из грядки вырвать из системы республиканского управления довольно значительную по составу группу людей, и тем самым обезвредить без малого вертикаль финансового-кланового управления, которая долгое время по-настоящему управляла республикой. Если же верить некоторым экспертам и аналитикам, данную вертикаль уместно считать еще и полноценно криминальной.
Разбирая дагестанскую ситуацию в целом, при этом не следует все огульно списывать на размытое в современных условиях понятие терроризма. Не стоит этого делать хотя бы потому, что шумная борьба с данным злом с некоторых пор стала отличной ширмой, причем как для местных коррумпированных силовиков, так и для все той же клановой бюрократии.
Более того: постоянная "раскачка" тем терроризма и экстремизма и является наиболее наглядным признаком того, при помощи каких именно приемов и средств местная "параллельная" власть решает важные для себя тактические и стратегические задачи. Получается же на выходе совершенно неприглядная картина: и бандитское подполье живет чуть ли не припеваючи, и с чиновниками-взяточниками на местах ничего нельзя поделать.
Уголовное дело в отношении Амирова и некоторых его приближенных – первый осязаемый шаг для поворота всей ситуации на Кавказе на 180 градусов. Мне представляется, что сегодня наиболее действенной политикой в северокавказских республиках было бы назначение на посты глав республик людей, являющихся авторитетами для большинства жителей, либо досрочные выборы для тех из глав, кто готов подтвердить свои полномочия.
Думаю, только при помощи таких мер сейчас можно обуздать распространение негативных кланово-коррупционных процессов на все большие и большие территории страны. И у российской федеральной власти такой потенциал есть, вместе с желанием наконец-то навести порядок, а не создавать очередную видимость борьбы с коррупцией в национальных республиках, как упорно твердят оппоненты.
Ведь если б все это было лишь имитацией, мэр Саид Амиров привычно занимал бы просторный кабинет махачкалинского градоначальника, а не скромную по размерам камеру Лефортовского следственного изолятора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.