Онлайн рассмотрения второго дела экс-мэра Томска Ивана Кляйна. День 21
- 14:14
Прощаемся с Вами и до новых встреч!
- 14:13
Следующее заседание пройдет 26 июля в 10:00 (6:00 по Москве).
- 14:10
Допрос свидетеля завершен.
- 14:08
К концу допроса свидетель не знает, был ли формальным строительный контроль, хотя на предварительном следствии он называл его незаконным.
- 14:07– Вы говорили, что ремонт дороги не в вашей компетенции, а это компетенция Баженова. Я хочу понять, к кому он, по вашему мнению, относился? – спрашивает Кляйн.– Ремонт распределяется на разные части, техническая документация была у коллег. Не помню, есть ли это в должностной инструкции, – отвечает Афонькин.
- 14:00Свидетель не говорит, почему он делает вывод о незаконности приглашения новой организации и откуда он узнал, что работы на Большой Подгорной завершены.– Кто-то сказал… Не помню. Затрудняюсь ответить, – говорит свидетель.
- 13:58– Что означает фраза «пригласить организацию чтобы подписать документы»? Почему не «провести формальный контроль»? – спрашивает Шейфер.– Я не знаю, – отвечает Афонькин.
- 13:56В предварительных показаниях Афонькин настаивал, что приглашение новой организации для строительного контроля было согласовано уже после окончания ремонта.Свидетель говорит, что забыл об этом спустя год после допроса.
- 13:52
Прокурор просит огласить показания свидетеля со стадии предварительного следствия.
- 13:50
Работы были оплачены, говорит Афонькин. Об этом он узнал от экономистов департамента.
- 13:47
Ремонт колодцев на дороге лежал на ресурсоснабжающей организации, говорит свидетель. Часть работ была выполнена, часть – нет.
- 13:46Заседание возобновляется. Аушев спрашивает свидетеля, имел ли право подрядчик сносить заборы и изменять уклонку дороги.– Я думаю, что нет. Чужие заборы? Нельзя, – утверждает Афонькин.
- 13:30
Судья объявляет перерыв в заседании.
- 13:28
— Область требовала приемки работ по национальному проекту? — спрашивает Кляйн.
— Я действительно не помню. — отвечает Афонькин. - 13:27
Из-за сложностей с дорогой департамент провел совещание с участием представителей «Братства» и «ЦТН». Часть предписаний подрядчик обязался исполнить, а часть хотел оспорить, вспоминает свидетель.
- 13:25
В случае непринятия дороги на Большой Подгорной — место области в рейтинге реализации национального проекта бы снизилось, считает свидетель. Это негативно могло сказаться на дальнейшем финансировании ремонта дорог.
— Ну я об этом документов не читал. Мне так сказали, не помню кто, — путается Афонькин. - 13:21
Одна из встреч Аушева со свидетелем прошла при участии Владислава Усова — на ней обсуждалось приглашение иного технадзора, вспоминает свидетель.
- 13:18
— А вы вообще знакомились с положениями контрактов между департаментом и «ЦТН»? — спрашивает Кляйн.
— Нет, — говорит Афонькин. - 13:16
Экс-мэр интересуется, к какому виду ремонта должен был относиться ремонт Большой Подгорной улицы. Свидетель предполагает, что к капитальному.
- 13:15
Чем занимался свидетель в департаменте и в чем его отличие от функций его коллег, спрашивает Кляйн.
— Коллега Баженова отвечала за сбор документации. Моя роль была в соотнесении подрядных организаций с ресурсоснабжающими организациями. Контроль сроков, — говорит свидетель. - 13:09
— Я докладывал, что ведутся работы «там-то», сделано «то-то». И всё, — говорит свидетель.
Судья просит подсудимых и защитников не ухмыляться ответам свидетеля. Также она просит свидетеля говорить погромче. - 13:07
Дорогу во время ремонта старались не перекрывать в целях заботы о населении, говорит Афонькин.
- 13:06
— В мои обязанности входила организация ресурсоснабжающих работ, организация работы с ГИБДД, организация содержания дорог. Сбор информации о ходе работ, — говорит свидетель.
Также он узнавал, что идет не так на объекте ремонта, почему не работают строители, как закрывалось движение на Большой Подгорной во время ремонта. - 13:02
Прокурор просит не конкретизировать вопросы, если свидетель затрудняется отвечать. Судья с ним соглашается.
- 12:59
— Составлялась ли дефектная ведомость? — спрашивает адвокат.
— Не помню, — отвечает свидетель. — Участвовал ли я в её составлении? Нет. Правильнее сказать, я не помню. - 12:55
Адвокат просит уточнить свидетеля «не помнит» он или «не знает» ответ на её вопрос. Прокурор просит снять его и продолжить допрос.
- 12:53
Он не помнит, что сообщала Титова на совещаниях об оплате работ по ремонту асфальта на улице.
- 12:50
Перед свидетелем кладут протоколы об областных совещаниях в 2019 году о ремонте трубопровода на Большой Подгорной, в которых он принимал участие. Он затрудняется ответить на вопросы защиты Кляйна.
- 12:45
— Кто должен был осуществлять диагностику дороги? — интересуется адвокат.
— Какой-нибудь организацией… Тем, кто умеет. Это сугубо тонкая инженерная работа, — отвечает свидетель. - 12:43
Адвокат Шейфер продолжает задавать предметные вопросы о содержании документов, диагностик, экспертиз и требований о ремонте на Большой Подгорной улице. Свидетель помнит только то, что данные документы фактически были, а их содержание или подробности их обсуждения — нет.
- 12:41
Свидетель склоняется за кафедрой во время вопросов защиты. Судья решает навести порядок в зале заседания.
— Свидетель, встаньте! Что вы там ищите? — удивляется Полянская.
— Я? Ничего. Просто в пол смотрел, — отвечает Афонькин. - 12:37
Акт о ликвидации дефектов на Большой Подгорной свидетель тоже не помнит, как и то, кто был его подписантом.
— Там стоит ваша подпись. Вы подписывали этот документ? — спрашивает Шейфер.
— Получается, что я подписал, — отвечает Афонькин. - 12:33
— Если я и знакомился с замечаниями Автодора, то я их не помню, — говорит Афонькин.
Но адвокат настаивает на том, чтобы свидетелю его показали. Судья не возражает. - 12:31
Ответов на большинство предметных вопросов адвокатов свидетель не помнит или не знает.
- 12:29
Адвокат напоминает об отчете специалистов о предремонтной подготовке дороги — его свидетель видел. Но вот подробности отчета, вид ремонта и технические детали из него он не помнит.
- 12:26
— Поймите, это «очень тонкая информация» и я её, если честно, и не запоминал, — говорит свидетель.
- 12:25
Шейфер спрашивает о проведении аукциона, количестве участников и его результате. Афонькин подробностей не помнит.
- 12:23
Отсутствие ливневой канализации на объекте предполагает стесненные условия работ, считает Афонькин.
- 12:20
— Я не вникал в деятельность строительного надзора… Нужно понимать, что всегда можно сделать (дорогу) лучше, но вопрос в стоимости, — говорит свидетель
- 12:17
Отчёт о строительном контроле Афонькин видел, но подробностей вспомнить не может. Он бывал на Большой Подгорной в начале ремонтных работ и в моменты «сложностей», связанных с подрядчиками и движением автомобилей.
- 12:14
— Из департамента поступали письма. В адрес подрядчика были предписания в ходе ремонтной кампании. Были рабочие совещания с подрядчиками и представители ЦТН, — говорит свидетель.
Глава ООО «Братство» был недоволен замечаниями к ремонту дороги. Свидетель предполагает, что такая реакция была из-за вероятных трат на устранение проблем. - 12:09
Афонькин выезжал на место ремонта дороги: проверял обращения жителей и жалобы ГИБДД. На селекторных совещания присутствовал его бывший начальник — Сергей Аушев, мэр города и другие чиновники.
- 12:07
Свидетель помнит ремонт на Большой Подгорной улице и заключение муниципального контракта с ООО «Братство».
— С Григоряном я был знаком в рабочей плоскости. Отношения между Титовой и Григоряном были натянутыми, — начинает свидетель. - 12:01
Заседание возобновляется. Свидетельские показания даст бывший заместитель руководителя департамента дорожной деятельности и благоустройства Томска Андрей Афонькин.
- 11:44
Допрос свидетеля завершен. Судья объявляет технический перерыв.
- 11:42
Решать проблемы с ремонтом свидетель не хотел — о них он докладывал своему начальству. Но таких обязанностей у него не было, настаивает Черноусов.
- 11:39
Свидетель закончил курировать работы на Большой Подгорной в момент завершения работ и «ухода» заказчика.
- 11:38
— Ну почему вы не пришли и не сказали, что возникли такие проблемы. Почему? — спрашивает Кляйн.
— Я мало того что докладывал, я и передавал (опасения - прим. ред.) и Титовой и Григоряну. Но после этого ничего не происходило, — возражает Черноус. - 11:35
Кляйн говорит о выездном совещании мэра в августе 2019 года, часть которого прошла на Большой Подгорной. Рабочую встречу и повестку свидетель не помнит.
- 11:33
— Строительный контроль сравнивает фактическую продольную ровность с индексами по СП? — интересуется адвокат экс-мэра Марина Вихлянцева.
— Вообще да, но в данном конкретном случае — я не помню, — отвечает Черноус. - 11:29
Прокурор опять против вопросов об участии свидетеля в других уголовных делах.
— Да, я участвовал в качестве свидетеля, — говорит Черноус с разрешения судьи. - 11:27
В 2022 году свидетель не принял работы по ремонту на другом проекте. Будущему финансированию это не повредило, признается Черноус.
- 11:25
Адвокат пытается разобраться, почему сроки приема работ постоянно переносились. Свидетель отвечает, что это нормальная практика.
- 11:23
Судья снимает вопрос. Шейфер просит отметить в протоколе нежелание свидетеля отвечать.
- 11:21
Защитник интересуется, является ли свидетель подозреваемым или обвиняемым по какому-либо уголовному делу. Прокурор эмоционально просит снять этот вопрос.
- 11:21
— Вот вы говорили, что все работы будут исправлены. Убеждали в этом мэра … А потом вы исполнили это поручение? — спрашивает Шейфер.
— Я не буду отвечать на этот вопрос. Беру 51 статью Конституции! — говорит Черноус. - 11:14
— Почему у Ивана Григорьевича изменилась позиция? — интересуется прокурор.
— Это моё мнение. Кляйн стремился к тому, чтобы национальный проект был выполнен из-за возможного снижения финансирования, — говорит свидетель. - 11:11
Влияние продольного течения грунтов на работы по укладке дороги очень значительное, указывает свидетель. Подрядчику такую дорогу придётся часто ремонтировать.
- 11:09
Он считает, что мэрия могла обратиться в арбитражный суд из-за состояния дороги на Большой Подгорной улице.
— Но тут нужно учитывать, что если дорога не принимается, федеральные деньги возвращаются в бюджет и ремонт оплачивается из городского бюджета. Для меня это только гражданско-правовой спор, — указывает свидетель. - 11:06
Свидетель считает, что департамент мог включать критерии Свода Правил, но уточняет, что может и стоило это делать выборочно.
- 11:03
Черноусов подтверждает, что директор ООО «Братство» Роберт Григорян требовал именно капитального ремонта дороги.
- 11:02
— У меня такой вопрос: почему вы не вынесли проблему спора о дороге на технический совет? — спрашивает Кляйн.
— Сейчас не помню. Вроде Елена Титова (экс-руководитель МБУ «Центр технического надзора») сказала, что это будет вмешательство в тело контракта. Она считала, что техсовет не может в него влезать, — отвечает свидетель. - 10:58
Свидетель утверждает, что процедура смены подрядчика возможна в крайних случаях.
- 10:54
Привлекала ли мэрия города ООО «Братство» к гарантийному ремонту дорог в 2020 и 2021 годах, спрашивает Кляйн. Свидетель говорит, что к фирме обращались, но конкретику по Большой Подгорной он вспомнить не может.
- 10:52
— Назвать точно, где эти положения содержатся я не могу. Можно посмотреть в «Консультант плюс», — добавляет Черноус.
- 10:50
Кляйн уточняет у свидетеля, какие требования применяются в случае противоречия ГОСТа и Свода Правил? Свидетель ссылается на требования Минстроя, которыми якобы предусмотрено положение, что выбирать нужно самые строгие.
- 10:48
— Сколько было раскопок? Не менее трёх. Точно — не менее трёх, — говорит Черноус.
- 10:45
Подсудимый Иван Кляйн спрашивает у свидетеля, как раскопки влияют на ремонт дорожного полотна. Свидетель говорит, что влияют они сильно.
- 10:42
Судья Анна Полянская возобновляет заседание. Сегодня продолжится допрос свидетеля обвинения — заместителя мэра Томска по дорожной деятельности и благоустройству Вячеслава Черноуса.
- 10:42
Доброе утро, дорогие читатели, мы начинаем трансляцию из Советского районного суда Томска, продолжая знакомить вас с ходом процесса по второму уголовному делу бывшего мэра города Ивана Кляйна.