Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Через 50 лет после ликвидации Главного управления исправительно-трудовых лагерей роман Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" включен в обязательную программу по литературе. Возможно, пройдет еще несколько лет, и российские школьники смогут узнать о колониях строгого режима и исправительных колониях только из литературных произведений.

Именно такую цель преследует новый директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ Александр Реймер. По его словам, руководство страны поставило перед ним задачу в ближайшее время реформировать всю уголовно-исправительную систему (УИС) России.

В результате этой реформы в стране может остаться лишь два вида исправительных учреждений - тюрьмы и колонии-поселения. Число колоний при этом сократится примерно на 40 учреждений, которые, по задумке Реймера, "можно будет использовать в инвестиционных программах, по опыту Минобороны России, или передать МВД для организации арестных домов, либо они могут использоваться ведомством в других целях".

Виды исправительных учреждений

В девятнадцатом веке из российского обихода исчезло понятие "острог" - наименование тюрьмы, обнесенной стеной. 25 января 1960 года Постановлением Совета Министров СССР был расформирован ГУЛАГ, после чего была поставлена точка в летописи исправительно-трудовых  лагерей – наиболее населенных пенитенциарных учреждений нашей страны в прошлом веке.

На данный момент в России существует несколько типов исправительных учреждений, в которых содержатся заключенные, отбывающие наказание по приговору суда. Это колонии общего и строгого режима, колонии для осужденных пожизненно, исправительные колонии, крытые тюрьмы для злостных нарушителей режима содержания и т.д.

Из всего разнообразия пенитенциарных учреждений в России, по задумке авторов реформы, должны остаться только два вида тюрем - для рецидивистов и совершивших тяжкие преступления в первый раз, а также два вида колонии-поселения - с усиленным наблюдением и без него, где будут содержаться неопасные преступники.

Колонии с усиленным наблюдением будут располагаться на базе стационарных учреждений с производственными помещениями, а колонии на более ослабленном режиме - на строящихся и развивающихся объектах, которые можно сравнить со спецкомендатурами народного хозяйства, существовавшими в прошлом.

При этом Реймер заверяет, что воспитательные колонии для несовершеннолетних и лечебно-исправительные учреждения останутся, и существенной реформе не подвергнутся.

Коновалов: особое мнение

Впервые идею реформировать пенитенциарную систему таким образом, чтобы люди, способные после заключения вернуться к нормальной жизни в обществе, отбывали наказание отдельно от закоренелых преступников, озвучил в начале лета министр юстиции Александр Коновалов.

Главную же задачу реформирования УИС министр юстиции видит в снижении числа людей, которые находятся в местах лишения свободы. Для этого он предлагает разделить их на три категории.

Кто совершил небольшой проступок и не представляет угрозы для общества, должны будут посидеть два месяца под административным арестом, "заплатить штраф, помести метлой улицу, повыносить горшки в приюте, выполнить еще какую-нибудь общественно полезную работу". После чего, надеется Коновалов, они сделают вывод о том, что нарушать закон нехорошо.

Работать будут и заключенные колоний, однако их труд может оказаться не столь общественно-полезен. В начале этого года президент РФ заявил, что производственная база российских колоний и тюрем требует оптимизации. Даже несмотря на богатую номенклатуру изделий (120 тысяч наименований), которые производят заключенные, далеко не все они востребованы на рынке. На данный момент ФСИН попросту не хватает спроса на ее продукцию со стороны самого государства. Еще одна проблема в том, что система исправительных учреждений сегодня практически не предусматривает привлечение заключенных к работе по современным специальностям. А ведь тех же компьютерщиков, которые могли бы оказать ФСИН помощь в переходе на электронный документооборот, сидит немало.

Во вторую категорию осужденных, по версии Коновалова, должны попасть те, кто совершил более серьезные нарушения закона, однако еще не погрузился в криминальную среду: т.е. совершили преступление впервые или в результате стечения обстоятельств. Министр юстиции убежден, что такие осужденные должны отбывать наказание отдельно от закоренелых преступников, в гораздо более мягких условиях, чем те, которые существуют сегодня в колониях. "В отношении таких заключенных нужно многократно усилить воспитательную работу, создать стимулы для скорейшего возвращения их в нормальный социальный статус", - предлагает Коновалов.

Люди, совершившие по-настоящему тяжкие преступления, представляют опасность для общества и поэтому должны содержаться в изолированных помещениях, так, как это заведено во всем цивилизованном мире. Задачу ФСИН в отношении таких людей министр юстиции видит в том, чтобы избежать пребывания их «в общем котле, в котором постоянно происходит регенерация криминальной культуры».

Из высказываний Коновалова создается впечатление, что министр юстиции при реформировании УИС намерен сделать ставку на тюрьмы. По его мнению, "три-четыре года в изолированном состоянии дадут даже больший воспитательный эффект, чем шесть-восемь лет в колонии, где происходит постоянная подпитка криминальной средой".

Такое впечатление не совсем верно. Заявления Коновалова вовсе не противоречат поручению президента РФ Дмитрия Медведева о гуманизации системы исполнения наказаний, как не противоречат и проекту поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных нарушениях, подготовленному Минюстом для реализации президентского поручения. Во-первых, предполагается, что за счет ужесточения тюремного режима будут сокращены сроки заключения. Во-вторых, раскаявшихся преступников Коновалов вовсе не считает необходимым полностью лишать свободы. Министр юстиции уверен, что около половины заключенных сегодня могли бы быть наказаны за свои проступки вне изоляции от общества и разрыва социальных связей.

Альтернативные меры наказания

Гуманизация системы наказаний стала одним из главных государственных проектов этого года. Даже предложение Реймера о сокращении числа колоний работает на реализацию этого проекта. Ожидается, что сокращение числа "востребованных" колоний даст экономию бюджетных средств, которые можно будет направить на внедрение инновационных технологий в систему исправительных наказаний.

Еще в начале декабря прошлого года Дмитрий Медведев на VII Всероссийском съезде судей призвал облегчить меру пресечения за неопасные социальные деяния. Президент отметил, что в России огромное количество людей проходят через тюрьму, что серьезно усложняет их дальнейшую социализацию и негативно отражается на общественных установках. Поэтому, считает президент, если речь не идет о человеке, который совершил общественно опасное преступление, следует отказаться от меры в виде лишения свободы.

Там же председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил шире использовать в отношении подозреваемых денежный залог и домашний арест. По его мнению, применение домашнего ареста как меры наказания особенно актуально для несовершеннолетних, 90% из которых попадают в СИЗО попали за "хищение мобильников".

В мае этого года начальник управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, ФСИН Федор Ручкин заявил, что с 1 января 2010 года в России может быть введен новый вид наказания – ограничение свободы. Осужденный к ограничению свободы сможет оставаться дома и даже ходить на работу, но на него будут распространяться ряд ограничений, в основном касающихся смены места жительства, работы и выезда за пределы населенного пункта. Для контроля за лицами, осужденными к ограничению свободы, могут быть применены такие технические средства надзора, как "электронные браслеты". Представители ФСИН считают, что заковать в "электронные браслеты" можно 30-40 процентов лиц, осужденных к ограничению свободы.

Первая партия таких "браслетов" поступила в Россию в октябре. Снабжение осужденных "электронными браслетами" планируется сделать в рамках программы использования спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в учреждениях ФСИН. Эксперимент по внедрению электронных систем контроля над осужденными уже проходит в России с начала 2009 года при финансовой поддержке Евросоюза.

Остается надеяться, что в процессе внедрения альтернативных мер наказания удастся принять меры против проявлений «российского менталитета», и всплеска коррупции в системе исполнения наказаний, предсказываемого экспертами, не произойдет.

За бедного охранника замолвите слово

Не умаляя положительных сторон вышеуказанных инициатив, хочется отметить наметившийся в последние годы перекос во внимании властей к улучшению условий содержания заключенных, сопровождающийся отсутствием интереса к социальной защите и обеспечению сотрудников пенитенциарных заведений. Кажется сомнительным, что сотрудники УИС станут с энтузиазмом воплощать различные новации в отношении осужденных, пока не будут решены их насущные проблемы зарплаты, условий исполнения должностных обязанностей, жилищного обеспечения и других социальных норм.

Недавно, министр юстиции Коновалов пообещал, что в перспективе в системе исполнения наказаний будет работать меньшее количество служащих, однако их доходы будут гораздо выше, чем сейчас. Что, впрочем, не мешает признать верным народное мнение: пока сотрудник УИС не будет уверен в завтрашнем дне — отдача по реализации бесспорно верных решений по реформированию будет стремиться к бесконечности безразличия.