Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Силовые структуры отказываются комментировать задержание министра внутренних дел Бурятии Виктора Сюсюры. Что не мешает нам уже сегодня сформулировать три наиболее вероятные версии причины задержания генерал-майора милиции.
Эксперты связывают внимание силовых структур к Виктору Сюсюре с развернувшейся в стране кампанией по борьбе с контрабандой. С 1 июня текущего года, когда премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от силовых ведомств "реальных результатов" по противодействию контрабанде, в России ведется расследование целого ряда резонансных дел.
Достаточно остро проблема контрабанды драгоценностей стоит и в Бурятии, что признавал и сам Сюсюра, возглавляющий МВД республики с марта 2006 года. В регионе процветает нелегальная добыча золота и нефрита, часть из которых уходит за границу. Бурятия относится к числу регионов с наиболее высоким уровнем преступности, как в Сибирском федеральном округе, так и по России в целом.
Интересно, что за день до задержания министр внутренних дел Бурятии отчитался об успехах республиканского МВД за девять месяцев этого года. Согласно докладу министра, МВД республики "добилось существенных положительных результатов по всем направлениям". В частности, было отмечено снижение на 7% общего количества зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти по всем видам правонарушений возросла раскрываемость. А количество преступлений, совершенных в общественных местах и лицами в состоянии алкогольного опьянения, стало одним из самых низких в стране.
"Алтын"
Наибольшей популярностью в СМИ пользуется версия, что задержание Сюсюры связано с уголовным делом о контрабанде ювелирных изделий, возбужденным 5 октября против руководства ювелирного холдинга "Алтын". По всей видимости, в отношении главы МВД Бурятии речь может идти лишь о коррупционной составляющей дела.
Напомним, в начале октября ФСБ РФ провели массовые обыски в офисах и магазинах компании "Алтын". Следствие подозревает представителей холдинга в организации незаконного ввоза в Россию ювелирных изделий. Можно предположить, что изучение маршрутов, по которым золото незаконно поступало в страну, и вывело силовые органы на фигуру Сюсюры.
Ранее в рамках дела о контрабанде золотых изделий были арестованы гендиректор гипермаркетов "Алтын" Валентина Шадрина, гендиректор ООО "Тянь-Шань" Владимир Суховеев, вице-президент наблюдательного совета холдинга Антонина Бабосюк и исполнительный директор ООО "Ювелирный завод "Алтын-Санкт-Петербург"" Владимир Феньков.
Интересно, что за два дня до задержания Сюсюры Лефортовский суд Москвы санкционировал арест гражданина Киргизии Эльтугаша Джабарова. Эксперты подозревают в покровительстве поставок драгоценностей «Алтыну» сына президента Кыргызстана Максима Бакиева. При этом участники рынка говорят, что холдинг принадлежит высокопоставленным чиновникам из Казахстана.
Близость Бурятии к этим среднеазиатским республикам наводит на подозрения о том, что Сюсюра вполне мог знать о незаконных поставках золота в Россию.
Местные богатства
Местоположение Бурятии предоставляет богатые возможности для всевозможных схем контрабанды и без участия "Алтына". По одной из версий, Виктор Сюсюра был задержан в рамках расследования уголовного дела о контрабанде нефритов в Китай. Высшие милицейские чины республики могли контролировать незаконный вывоз нефритов из крупнейшего в России месторождения в Баунтовском районе Бурятии. Журналистам стало известно, что сотрудники правоохранительных органов, в 2007 году обнаружившие серьезные нарушения в работе этих компаний, имели неприятности по службе, а дело, обещавшее грандиозный скандал, было замято. В июне 2009 года оперативники вновь заинтересовались увеличением потока контрабанды нефрита, и в этом же месяце были задержаны три крупные партии минерала, направлявшиеся в Китай.
Кроме нефритов, глава МВД Бурятии мог быть связан с незаконным экспортом древесины в Китай, а именно, леса-кругляка, в отношении которого действуют запретительные пошлины. Недавно по этому поводу Бурятию посетил даже глава МВД России Рашид Нургалиев, который подверг резкой критике работу правоохранительных органов республики. По одной из версий, бороться с незаконной рубкой леса осложняется тем, что Сюсюра якобы контролирует через подставных лиц несколько фирм, специализирующихся на контрабанде леса.
Темное прошлое
Особый интерес вызывает предыдущее место службы Виктора Сюсюры – с июля 2001 года он возглавлял Азово-Черноморское УВД на транспорте (УВДТ). Это ведомство контролирует все порты, вокзалы, мосты, туннели и аэропорты юга России, и специализируется, в том числе, не борьбе с контрабандой.
Ряд деталей задержания позволяют предположить, что республиканскому министру могут быть инкриминированы эпизоды из его южного этапа карьеры. Во-первых, в СМИ появилась информация, что в задержании Сюсюры участвовали и представители краснодарских силовых структур. Кроме того, задержанный одновременно с министром Андрей Шурупов — также выходец из Южного федерального округа и назначен на нынешнюю должность по рекомендации Сюсюры.
Характеристика
Коллеги главы республиканского МВД почти уверены, что "произошло ужасное недоразумение". Они утверждают, что у Сюсюры сформировалась репутация честного и принципиального руководителя, считавшего приоритетными направлениями своей работы защиту бизнеса от криминала и борьбу с коррупцией. Неоднократно отмечались успехи нового руководства ведомства, которое смогло улучшить ситуацию в одном из самых криминогенных российских регионов. Сюсюре было присвоено новое звание: из полковника он стал генерал-майором.
Можно было бы попытаться поверить, что честного милиционера сделали «козлом отпущения». Однако этому мешают хотя бы такая малозаметная деталь, как орден Александра Невского, который, по данным ряда СМИ, он получил от Академии проблем обороны, безопасности и правопорядка (АБОП). Эта организация была ликвидирована решением Верховного суда РФ, после того как Генпрокуратуре обвинила ее во вручении различных фальшивых наград, а также незаконным присвоением воинских званий и ученых степеней. Сюсюра сотрудничество с АБОП отрицал, однако, кажется, слишком много дыма, чтобы не было огня.