Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит ряд новых наказаний для рейдеров. Поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ призваны наказывать рейдеров на раннем этапе таких преступлений.

Наказание за ряд действий, которые ранее не были подробно описаны в УК РФ, предлагается ввести в связи с тем, что в настоящее время привлечь причастных к захвату лиц удается лишь, когда имущество компании уже похищено. 

Кто мешает борьбе с рейдерством?

Законопроект уже поддержали правительство и Верховный суд РФ, однако его перспективы вызывают серьезные опасения.

Предшествовавший ему аналогичный правительственный пакет поправок в законодательство уже несколько лет дорабатывается в Госдуме, и нет никаких доказательств, что он когда-нибудь увидит свет.

На самом деле, как утверждают эксперты, борьбе с рейдерством в нашей стране мешают в не столько законодательные проблемы, сколько криминал и коррупция госорганов. Административный ресурс привлекается в 12% рейдерских захватов. Многим предпринимателям приходит платить чиновникам, чтобы защититься от рейдерских атак. И в целом ни одного рейдерского захвата не происходит без участия коррумпированных персон в судах, нотариальных конторах и прочих органах.

Обнадеживает тот факт, что президент достаточно адекватно представляет себе суть проблемы. Так, в конце февраля Медведев обсудил с предпринимателями "рейдерские посадки" бизнесменов коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов.

Это очень своевременное решение президента. Основная проблема рейдерства сегодня в том, что оно дестабилизирует деловой климат в стране. Предприниматели знают, что их права собственности не защищены, что в любой момент они могут подвергнуться атаке и потерять имущество. Как следствие, угроза рейдерства становится очень серьезным сдерживающим фактором для инвестиций в Россию.

Рейдеров накажут…

Самый распространенный инструмент рейдерских захватов эксперты называют подлог и подделку акционерных документов и реестров акционеров. Поэтому, вполне логично, максимальное наказание законопроект вводит за фальсификацию госреестра юрлиц с применением насилия или с угрозой его применения – от трех до семи лет лишения свободы.

Фальсификация решения общего собрания акционеров или решения совета директоров карается в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до двух лет. Если же такие действия были совершены путем принуждения к голосованию или отказу от голосования, соединенного с шантажом, штрафы составят от 100 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Впрочем, эксперты утверждают, что сильно сократить количество захватов можно было бы гораздо проще: введением требования, чтобы документы в любые регистрирующие органы подавались лицом их подписавшим, либо были нотариально заверены. Таким образом, будет уменьшен риск появления "мертвых душ", что сократит возможности для манипуляций на голосовании.

…а они могут быть довольны

В то же время юристы считают, что привлечение к ответственности рейдера по отдельным видам нарушений позволит ему избежать серьезного наказания. Кроме того, будет сложно определить участников, организаторов и состав преступной группы.

Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованным выглядит предложение ввести отдельный состав рейдерства. В российском законодательстве до сих пор нет даже четкого определения рейдерства. Можно лишь говорить о некоторых признаках его характеризующих: "недружественное поглощение", "корпоративный конфликт" - при этом все они прописаны в различных законах и кодексах.

Новые статьи законопроект предлагает передать в подведомственность Следственного комитета при прокуратуре РФ. Однако отсутствие единого состава рейдерства ставит его сотрудников в неудобное положение: нет четкого руководства отнесения похожих преступлений к 159-й статье УК о мошенничестве и новым статьям, что в перспективе грозит им скандалами и даже обвинениями в необъективности.

Это очень опасная ситуация, поскольку всем известно, что российское рейдерство основано на коррупционных схемах, в которые вовлечены работники правоохранительных органов и судебной системы. Так что недоработанность антирейдерского законодательство может привести к отстранению от дел честных следователей и уходу от ответственности коррумпированных (у которых появляется оправдание в виде многозначности трактовок новых законов).

Товарное рейдерство

В то же время нельзя не отметить государственные попытки комплексного подхода к проблеме борьбы с рейдерством во всех его проявлениях. Практически одновременно с внесением в Госдуму президентского проекта, нижняя палата парламента приняла в третьем чтении закон, вносящий изменения в статьи 29 и 82 УПК РФ.

Документ предусматривает, что решение о реализации или уничтожении крупных или скоропортящихся вещественных доказательств может быть принято только с согласия их владельца либо по решению суда. Большие партии товаров, являющиеся вещественными доказательствами, могут быть переданы на ответственное хранение их владельцу. Оценка крупногабаритных и скоропортящихся вещественных доказательств является обязательной.

Как полагают авторы законопроект, в случае принятия этого документа недобросовестная реализация товаров, изъятых под видом вещественных доказательств, будет серьезно затруднена, что положит конец товарному рейдерству.

Отметим, что данный законопроект реализует решение Конституционного суда РФ, который в июле 2008 года признал противоречащим основному закону, что вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, передаются для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи.

Потери российского бизнеса от товарного рейдерства со стороны государственных органов эксперты оценивают в десятки миллиардов долларов в год.  Наиболее резонансным примером товарного рейдерства в последние годы в России было изъятие в марте 2006 года у компании "Евросеть" 167,5 тысяч мобильных телефонов под предлогом несоответствия требованиям безопасности. Впоследствии часть этого товара была продана без ведома поставщика.

Масштаб проблемы

По данным МВД, в 2009 году расследовалось 53 преступления, связанных с захватами собственности. По словам главы администрации президента Сергея Нарышкина, по 15 случаям уголовные дела поступили в суды, а пострадавшим возмещен ущерб на сумму 268 миллионов рублей.

При этом, по данным Счетной палаты, ежегодно в России совершается 60-70 тысяч рейдерских атак. Чаще всего рейдеры атакуют предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие форму общества с ограниченной ответственностью. По данным оперативных служб МВД, в разработке мафии находится до 90% всех экономических структур Москвы и Санкт-Петербурга.

Эксперты в один голос утверждают, что специфика российского рейдерства заключается всего лишь в коррумпированности госаппарата. Соответственно, наиболее эффективным методом борьбы с рейдерами будет искоренение коррупции в государственных институтах.