Примерно половину от общего количества исполнительных производств составляют дела о взыскании административных штрафов. Госавтоинспекция (ГИБДД) направляет больше всего исполнительных документов органам Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ, однако в пересчете на подлежащие взысканию средства штрафы участникам дорожного движения составляют всего около 1% от суммы долга по всем категориям производств.
Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил доклад «Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов» о состоянии дел в сфере исполнительного производства, в котором обозначил ряд проблем и предложил пути их решения.
Триллионы рублей долгов
Сотрудники ФССП в 2016 году работали более чем с 80 миллионами исполнительных производств, из которых 54 миллиона – новые дела, открытые в том же году, сообщается в докладе ЦСР. В 2016 году общая сумма, подлежащая взысканию по всем исполнительным производствам, составляла 2,21 триллиона рублей (в ценах 2012 года). При этом было фактически взыскано лишь 13% от этой суммы. За последние пять лет процент взысканных средств снизился, а суммы долгов возросли. Без пересчета на цены 2012 года сумма долгов по имущественным исполнительным производствам превышает отметку в 4 триллиона рублей, из которых большую часть составляют долги перед кредитными организациями – 2,25 триллиона рублей у физических лиц и 950 миллиардов рублей у юридических лиц.
Общая численность сотрудников ФССП составляет около 71 тысячи человек, из которых 22 тысячи работают судебными приставами-исполнителями. Фактически именно на них ложится огромная нагрузка, связанная с исполнением судебных решений, а также производством по иным документам. По оценке ЦСР, интенсивность работы среднего пристава предполагает закрытие 9 исполнительных производств в день. В текущем производстве одного пристава может одновременно находиться от 500 до 4 тысяч дел. Данное количество зависит от категории дел: штрафы по постановлениям ГИБДД можно взыскивать в доход государства удаленно, с помощью автоматизированных систем, и сотрудники могут одновременно работать с тысячами производств. Взыскание алиментов требует от пристава больших усилий, в связи с чем количество находящихся в работе дел ниже и обычно ограничено отметкой в 300-400 исполнительных производств.
ЦСР в своем докладе подчеркивает, что эффективность работы судебных приставов невысока, а при взыскании денег приоритет отдается требованиям государства – штрафам, налогам и иным платежам публичного характера. Физическим лицам и частным организациям сложнее вернуть долги и получить причитающееся. «Если же переходить к категориям дел, где средняя сумма более крупная и взыскателем является не государство, то мы увидим, что ФССП довольно плохо умеет работать с ними», – подчеркивают эксперты.
Что мешает эффективному взысканию
Среди причин, по которым работа ФССП с исполнительными производствами остро нуждается в улучшении, прежде всего, несовершенства в организации деятельности ведомства. К таковым ЦСР относит систему оценки эффективности работы судебных приставов исполнителей, которая в основном привязана к соотношению числа производств, успешно завершившихся взысканием средств, к общему количеству дел. Данный подход не может дать объективное представление об эффективности работы ФССП, убеждены эксперты. Взыскания по административным штрафам ГИБДД со средней суммой долга в 1 тысячу рублей составляют значительную часть всех исполнительных производств. Приставы успешно завершают взысканием производство порядка 80% дел данной категории, но если говорить об общей сумме долга, то штрафы ГИБДД составляют не более 1%. Долги перед кредитными организациями составляют более половины от общей суммы, однако процент взысканий по данной категории производств колеблется в районе 15-20%. Таким образом, работа пристава, занимающегося взысканием штрафов с автолюбителей, по критериям ФССП может признаваться более успешной, чем у его коллеги, специализирующегося на кредитах. Если же говорить о вкладе приставов в снижение общей суммы долга, подлежащей взысканию, то процент успешно завершенных производств уже не будет играть такой роли. Однако существующее положение дел таково, что в приоритете у сотрудников ФССП выполнение плана и приведение результатов труда в соответствие с принятыми оценками эффективности, что расходится с интересами взыскателей, особенно из частного сектора.
ЦСР особо подчеркивает, что приставы даже по производствам, где в основном используются автоматизированные информационные системы, вынуждены выполнять большой объем бумажной работы. Жалобы и обращения граждан, запросы от прокуратуры и вызовы в суд также отвлекают приставов непосредственно от процесса исполнения. Работа сотрудников ФССП дополнительно осложнена несовершенством системы обмена информацией между ведомствами и организациями. Одним из последствий недостатков в организации деятельности ведомства является почти повсеместное введение ненормированного рабочего дня. С учетом среднего размера оклада в 15 тысяч рублей в месяц закономерно возникает высокая текучесть кадров. Требование к судебным приставам-исполнителям об обязательном наличии юридического или экономического образования не поможет повысить уровень квалификации кадров, а лишь затруднит поиск новых сотрудников, убеждены в ЦСР.
Как помочь приставам и взыскателям
В целях решения проблем эксперты в первую очередь предлагают изменить подход к оценке эффективности работы судебных приставов-исполнителей, поставив во главу угла сумму взысканий, а не процент успешно оконченных производств. Также предлагается ввести ряд дополнительных критериев: сложность дел, специфика региона и другие.
Судебные приставы-исполнители должны сосредоточиться на взыскании, для этого объем бумажной работы необходимо свести к минимуму. Кроме того, сотрудников нужно по возможности освободить от личных приемов взыскателей, рассмотрения обращений и походов в суды. Как считают в ЦСР, здесь должно помочь размещение большего объема интересующей взыскателя информации в открытом доступе. Работу с обращениями и выходы в суд следует выделить в отдельную специализацию и передать сотрудникам с профильным юридическим образованием. Для большей части судебных приставов-исполнителей наличие юридического образования необязательно, подчеркивают эксперты. Дела о взыскании административных штрафов должны быть выведены из компетенции ФССП. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект Министерства юстиции РФ о возможности направления ряда исполнительных документов напрямую работодателю должника. ЦСР поддерживает данную инициативу, отмечая, что документы, в том числе по штрафам, должны сначала поступать в банки, и лишь при отсутствии средств на счетах, перенаправляться работодателям.
Еще одно важное направление – налаживание межведомственных взаимодействий и электронных систем обмена информацией. ЦСР приводит примеры, когда нарушители вынуждены дважды платить штрафы из-за недостатков процесса обмена данными между ГИБДД и ФССП. Два пристава, специализирующихся на разных видах исполнительных производств, могут отдельно друг от друга работать с одним лицом, например, по взысканию кредита и алиментов. В таком случае важно, чтобы действия в рамках исполнительных производств могли быть полезны для обоих приставов. По мнению экспертов, особого внимания заслуживают мероприятия, призванные повысить качество взаимодействия приставов с банками при направлении запросов о счетах должников. Судам следует помогать приставам-исполнителям, чаще принимая обеспечительные меры, говорится в докладе.
ЦСР предлагает защитить интересы частных взыскателей, разрешив деятельность негосударственных исполнителей, деятельность которых мог бы контролировать Минюст. Согласно планам экспертов, частные приставы смогут работать на коммерческих началах за гонорар 3 до 25% от суммы долга. По данным доклада, деятельность частных приставов-исполнителей наряду с государственными организована в Казахстане и в ряде европейских стран, и такой подход дает положительные результаты.
Олег Сивожелезов