Люблинский суд Москвы в пятницу повторно допросил осужденного участника экстремистской организации "Новое величие" Павла Ребровского, получившего 2,5 года колонии общего режима по делу о создании неформальной организации. Ребровский повторно выступил свидетелем по "большому" делу в отношении восьми других участников организации, однако рассказал об общении со следователем в первой части судебного заседания, а на вопросы судьи отвечать не стал, сославшись на 51 статью Конституции РФ.

В конце апреля тот же суд принял во внимание признательные показания Ребровского и заключение сделки со следствием, однако, выступая свидетелем по "большому" уголовному делу, свидетель отказался от признания вины и своих первоначальных показаний, заявив, что это было сделано "под давлением следствия".


Устрашающий вид собак

Все подсудимые надели белую одежду. Выделился только обвиняемый Петр Карамзин, выбравший черное поло. Суд объявил, что у гособвинения произошла замена: теперь в деле будут участвовать два новых прокурора.

Перед продолжением допроса Ребровского адвокаты обращались к суду с "техническими" ходатайствами. Защита обращала внимание судьи на то, что, по их мнению, гособвинение "ввело всех в заблуждение", сообщив на прошлом заседании об отсутствии возможности доставить в зал суда свидетеля Рустама Рустамова — также признавшего вину и осужденного участника "Нового величия" (в марте суд назначил ему 1,5 года лишения свободы условно — прим. ред.). 

По словам защитников и слушателей, находившихся в зале суда, Рустамов 8 июля перемещался между этажами Люблинского городского суда и даже случайно попал на кадры видео. Также адвокаты просили суд повлиять на конвой и удалить из зала ротвейлеров и овчарок, лежащих возле адвокатов с "устрашающим видом". Суд просьбы защиты проигнорировал.

Передумавший фигурант

Признательные показания Ребровского легли в основу обвинения других участников "Нового величия": Мария Дубовик, Анна Павликова, Максим Рощин, Сергей Гаврилов находятся под домашним арестом, а Руслан Костыленков, Вячеслав Крюков, Дмитрий Полетаев и Петр Карамзин — под стражей. Им грозит наказание от 6 до 8 лет колонии. 

Участники "Нового величия" были арестованы в марте 2018 года. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного статьей 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества).

Первая часть повторного допроса Ребровского прошла за 30 минут. Осужденный рассказал, что разочаровался в досудебном соглашении, поскольку якобы следователь обещал ему условный срок, но слово не сдержал. Ребровский, отвечавший на вопросы без защитника, подчеркивал, что договоренность с представителем следствия была достигнута устно и без свидетелей. 

Прокуратура в ходе прений сторон запросила для него 4 года лишения свободы."По их мнению, я должен был все выучить у следователя за три часа, продолжать надеяться на "условку" на "апелляшке" по приговору и валить ребят, оговаривая и лжесвидетельствуя", — писал ранее Ребровский в открытом письме. 

Прокуратура просила приобщить и исследовать материалы уголовного дела, связанные с досудебным соглашением Ребровского, но свидетелю стало плохо, и суд сначала объявил перерыв, а потом вызвал ему скорую помощь. Накануне Мосгорсуд снял с рассмотрения апелляцию на приговор Ребровскому и отправил материалы в прокуратуру для проверки — свидетеля только в 10 вечера увезли из суда, а уже в 6 утра доставили в Люблино. 

51 статья 

Суд не стал приобщать материалы по соглашению Ребровского, но исследовал представленные документы. Судья Александр Маслов переживал за здоровье ключевого свидетеля обвинения, отметив после перерыва, что сотрудники скорой дали осужденному "какую-то таблетку" и просили его полежать 40 минут, поскольку он находился в эмоциональном состоянии. Любопытно, что в апреле кроме колонии суд назначил осужденному наблюдение у психиатра. 

Во второй части второго допроса Ребровский не стал отвечать на вопросы судьи. "Беру 51 статью... 51-ую...51-ую", — отвечал на вопросы суда свидетель. Прокурор дополнительные вопросы задавать отказался. 

"Представляли себе полицейских"

В пятницу суд допросил и второго осужденного свидетеля по делу — Рустамова. По его словам, он знаком с 2010 года с Костыленковым, который его и приглашал на мероприятия "Нового величия". Якобы свидетель должен был привезти на заброшенную стройку бензин и отработанное машинное масло, не зная подробностей. 

"Там были ребята. Костыленков сказал, что будем делать "коктейли молотова". После этого они стали разливать жидкости по бутылкам и вставлять в них тряпки. Потом они бросали их в стену, на которой были нарисованы фигуры людей. Они представляли себе, что кидают их в полицейских", — сказал Рустамов. 

Основную вину в создании экстремистской организации Рустамов видит в Костыленкове, который "никогда не скрывал оппозиционных взглядов". По словам свидетеля, именно Костыленков придумал устав "Нового величия" — якобы об этом обвиняемый ему сообщил во время стрельбы из карабина по мишеням. "По их разговорам я понял, что они стреляют по (представляемым — прим. ред.) сотрудникам полиции... Он хотел поджечь офис "Единой России" и устроить что-то к выборам", — сказал свидетель.

Дело "Нового величия" вызвало общественный резонанс, так как у защиты есть данные, что оно было возбуждено в результате провокации сотрудника силовых структур, якобы организовавшего это движение. "Внедренные сотрудники правоохранительных органов склоняли обвиняемых к совершению противоправных действий, приглашали на встречи и внушали им чувство нужности", — рассказали РАПСИ защитники обвиняемых.