Участники акций протеста в России часто ссылаются на зарубежные нормы в вопросе согласования митингов и действий правоохранительных органов в ходе их проведения. К сожалению, многие из этих высказываний весьма далеки от реального положения дел. 

РАПСИ начинает постоянную рубрику, в которой будет просить экспертов дать профессиональный разбор особенностей регулирования оппозиционных акций в разных странах мира, а также специфики местного законодательства в отношении массовых беспорядков, в которые они зачастую перерастают.


Великобритания 

Согласно первому разделу Закона об общественном порядке, массовым беспорядком в Англии и Уэльсе становится событие, в ходе которого 12 и более лиц хотя бы угрожают применением насилия (не говоря уже о реализации угроз). Критерием беспорядков может служить реакция на события прохожих, если поведение выступающих может «вызвать страх за свою личную безопасность у присутствующего человека с достаточно стойким характером». 

Для квалификации массовых беспорядков не принципиально, выступали ли участники одновременно или по очереди, а также на какой территории (даже частной). Впрочем, виновными признаются только те, кто применил насилие — им грозит до 10 лет лишения свободы. 

Процессы по обвинению в массовых беспорядках проходят только в Королевском суде. Другие суды могут рассматривать дела по «насильственным беспорядкам». Чтобы быть обвиненным в них достаточно лишь угрозы насилием от группы в составе трех участников — наказание до 5 лет лишения свободы.

США

Согласно разделу 18, §§ 2101-2102 федерального кодекса США, массовыми беспорядками считается нарушение общественного спокойствия с угрозой или применением насилия группой не менее трех участников — наказание (как за призывы, так и участие в них) до 5 лет лишения свободы. 

Также в отдельных штатах есть свои нормы на этот счет. Например, в штате Нью-Йорк агрессивное поведение не менее пяти лиц с нарушением общественного спокойствия грозит до 1 года лишения свободы. Аналогичное наказание может последовать за призывы к массовым беспорядкам, если их адресатами стало не менее 10 граждан.

Когда же численность группы превышает десять человек и причиняет вред здоровью и имуществу любого человека, преступление приобретает характер более серьезного класса и наказание возрастает до 5 лет тюрьмы. 

При этом, например, Калифорнии для «массовых беспорядков» достаточно вообще двоих участников. Более того, их угрозы вовсе не обязательно должны быть реально осуществлены, чтобы суд возбудил дело, по которому участникам грозит наказание до 1 года тюрьмы и штрафа до 1 тысячи долларов. 

Любопытно также понятие «незаконное собрание». Так, в Калифорнии квалифицируется состав преступления, когда не менее двух людей собрались для незаконных действий (или законных, закончившихся применением насилия).


Важно, что каждый присутствующий на месте такого собрания человек должен немедленно дистанцироваться от него, как только становится очевидной его незаконность (или после соответствующего сообщения правоохранительных органов). Если человек промедлил — он признается соучастником и может получить до 6 месяцев лишения свободы.


Италия

Под определение «нежелательное скопление народа» подпадает несогласованное собрание численностью более 10 человек. Участие в нем грозит лишением свободы на срок до 1 года. Также любой митинг может быть подвергнут разгону с применением водометов и других спецсредств в случае, если участники акции протеста осуществляют «надругательство над государственной символикой или глумятся над властями страны», или же митинг перерастает в шествие, причиняющее «урон авторитету государства», в ходе которого «подвергается опасности общественный порядок и может быть нанесен ущерб жителям страны». Согласно статье 24 Декрета, «лица, отказавшиеся подчиниться приказу полиции, подвергаются наказанию в виде лишения свободы от 1 месяца до 1 года и обязаны выплатить штраф от 30 до 413 евро».

Франция

Во Франции, в соответствии со статьей 431-9 Уголовного кодекса, организация акции на любой общественной улице без заявки является уголовным преступлением, которое грозит организатору 6 месяцами заключения и штрафом 7,5 тысячи евро.

После двух безрезультатных призывов полиции к участникам акции, нарушающей общественный порядок, с требованием разойтись правоохранительные органы имеют право разогнать собравшихся с применением силы. 

Тем, кто продолжает после двух призывов полиции участвовать в акции, грозит уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы на 1 год и штрафом в размере 15 тысяч евро. Если же в данной ситуации участник акции добровольно скрывает все или часть своего лица, чтобы его не опознали, он наказывается лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом в размере 45 тысяч евро.

Латвия

Любопытной особенностью Уголовного кодекса Латвии является то, что организация массовых беспорядков считается менее тяжелым преступлением, чем участие: от трех до двенадцати лет против от восьми до пятнадцати. В остальном квалификация этого преступления аналогична российскому Уголовному кодексу, где массовым беспорядкам посвящена статья 212. 

Россия

«Статья 212 УК РФ практически не применяется в нашей стране. Состав преступления является явным, если массовые беспорядки сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти», — пояснил РАПСИ адвокат МКА «Карабанов и партнеры» Станислав Мальцев. 

«Также важное значение в определении действий лиц как участников массовых беспорядков имеют признаки предварительности либо внезапной реакции на провокацию (смотреть пример в Решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Османи и другие против Македонии» от 11 октября 2001 года, жалоба №50841/99, и Постановление ЕСПЧ по делу «Примов и другие против РФ» от 12 июня 2014 года, жалоба №17391/06 <1>, §§ 156-163)», — добавляет адвокат Александр Зорин.

В отношении участников несанкционированных акций также могут применяться статьи Кодекса об административных преступлениях, поясняет Мальцев. Такие, как мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества, не повлекшего причинение значительного ущерба (статья 7.17 КоАП РФ), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов ФСБ и других (статья 19.3 КоАП РФ).

По поводу квалификации беспорядков как массовых Мальцев говорит, что «в юридической литературе высказывается мнение, что число людей должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, то есть контролировать положение на значительной территории». 

«Количественные и качественные критерии массовости (толпы) учитываются судом как наличие умысла на совершение преступления, как, например, это было сделано в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 2 августа 2013 года по делу №45-АПУ13-27, когда количество человек характеризовалось как массовость», — добавляет Зорин. 

При этом адвокат утверждает, что «массовые беспорядки в общественной жизни современной России – это экстраординарное явление, в отличие от европейских стран. Наши сограждане обладают высоким уровнем правовой культуры». В то же время в России, помимо статьи 212 УК РФ, для массовых беспорядков на политической почве для их купирования «предусмотрена статья 3 ФКЗ от 30 мая 2001 года №3-ФК «О чрезвычайном положении, согласно которой чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся в том числе и массовые беспорядки», — пояснил Зорин.

«ЕСПЧ напомнил, когда лица участвуют в актах насилия, органы государственной власти обладают широкими пределами усмотрения при изучении необходимости вмешательства в свободу собраний, и применение санкций за такие порицаемые действия должно считаться совместимым с гарантиями статьи 11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод — «Свобода собраний и объединений» (смотреть Постановление ЕСПЧ по делу «Гюльчю против Турции» от 19 января 2016 года, жалоба №17526/10, § 116, и приведенные в нем дела)», — напоминает Зорин.