Появление в 1886 году закона о взаимоотношениях рабочих и фабрикантов вызвало противодействие российских предпринимателей, выражавших свое недовольство "вмешательством" государства посредством введения ограничительных мер в их отношения с наемными сотрудниками.
Об исторической необходимости расширять права рабочих и результатах кампании по их ограничению рассказывает в пятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Закон 3 июня 1886 года и принятые в целях его реализации "Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих" были значительным шагом в правовом урегулировании отношений рабочих и хозяев предприятий.
Однако далеко не только о защите прав рабочих пеклись законодатели, они были озабочены и защитой прав предпринимателей, а также поддержанием общественного порядка. Не даром составителями документа было Министерство внутренних дел. Поэтому направление и значение этого закона были двойственными.
Наряду с положениями об ограничении произвола фабрикантов, правовая норма содержала новые карательные меры по отношению к участникам стачечного движения. "Подстрекательство" к стачкам каралось тюремным заключением до 8 месяцев, а участие в них - до 4 месяцев. Если стачка влекла за собой повреждение имущества и пр., "зачинщики" получали от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев, а рядовые участники - от 4 до 8 месяцев.
Умышленное повреждение находящихся на предприятии сложных орудий каралось арестом от 3 месяцев до 1 года. За насилие и угрозы в адрес фабричной администрации срок наказания увеличивался вдвое.
Самовольный отказ от работы до истечения срока найма угрожал рабочим арестом до 1 месяца. Предпринимателям вменялось также в обязанность отбирать и хранить у себя до окончания срока найма паспорта и виды на жительство своих рабочих. Эта мера преследовала откровенно полицейские цели и была призвана обеспечить "спокойствие" на предприятиях.
Запрещение, под угрозой уголовной ответственности, стачек рабочих, откровенно нарушавшее гражданско-правовой характер трудового договора, объяснялось Министерством внутренних дел тем, что "личный наем для работ на фабрики и заводы... по значительности интересов государственных, с ним связанных, представляется важным предметом полицейского благоустройства и, в силу его значения для общественного порядка, не может не входить в область особого попечения и надзора правительства".
Предприниматели выказывали свое явное недовольство законодательными действиями государства "на стороне" рабочих. И хотя с помощью того же правительства им удалось свести уступки рабочим к минимальным размерам, они продолжали настаивать на дальнейших послаблениях.
Особой критике подверглись нововведения, касавшиеся прав и обязанностей, предоставленных фабричной инспекции по этому закону. Последней пришлось выдержать настоящую длительную войну, объявленную предпринимателями.
1890-е годы были периодом невиданного ранее подъема российской индустрии. По объему промышленного производства Россия вплотную приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США.
К 1893 г. министром финансов С. Ю. Витте была разработана программа развития промышленности и торговли. Витте стремился решить сложную двуединую задачу: с одной стороны, обеспечить стабильные возможности для развития промышленности путем предупреждения конфликтов между рабочими и предпринимателями, возникавшие на экономической почве, с другой - предупредить возникновение классовых столкновении политического характера.
Министр признавал, что задержка в проведении реформ в части "рабочего вопроса" стала "значительным поводом к обострению отношений рабочих и фабрикантов... в России и к развитию и распространению между рабочими крайних воззрений с социалистическим, а иногда и революционным оттенком".
Середина 1890-х годов ознаменовалась в России подъемом стачечной борьбы фабрично-заводского пролетариата за свои права. Особенно выделялись выступления текстильщиков Петербурга в мае-июне 1896 г. Затем волнения охватили весь рабочий Петербург.
Главным требованием было сокращение продолжительности рабочего дня с 12-14 до 10,5 часов, своевременная выплата заработной платы, повышение расценок и т.д. Власти были вынуждены идти на экономические уступки и незамедлительно приступили к разработке закона о нормировании рабочего дня.
В ходе обсуждения в Государственном Совете признавалось, что в условиях России законодательная нормировка продолжительности рабочего времени оправдана и даже единственно возможна ввиду того, что государственный строй страны исключает возможность "так называемой закономерной борьбы, т.е. организованных забастовок, руководимых рабочими союзами и вынуждающих иногда фабрикантов соглашаться".
Новый фабричный закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" был издан 2 июня 1897 г. Им устанавливалась верхняя граница рабочего дня - 11,5 часов, а в предпраздничные и субботние дни - 10 часов. Ночные работы не запрещались, а лишь ограничивались 10 часами.
Закон, как и прежде, не предоставлял права рабочим на отпуск. Издавна в России каждое предприятие имело значительное количество нерабочих дней, преимущественно связанных с общими и местными церковными праздниками, которые не оплачивались. Новый закон определил число рабочих дней в году (295,5) и ограничил число обязательных нерабочих дней в году, установив их общую норму в 66 дней (52 воскресных и 14 праздничных, церковных и царских).
Законом разрешалось прибегать к сверхурочным работам, как обязательным, необходимым по техническим условиям производства, так и необязательным, с согласия рабочих (не более 120 часов в году).
Закон 2 июня 1897 г. имел ограниченный характер. Он распространялся только на постоянных промышленных рабочих, составлявших около 1/5 всех пролетариев, работавших по найму на фабриках, заводах и предприятиях горной промышленности с числом рабочих, превышающим 20 человек. Предприятия, имевшие менее 20 рабочих, были освобождены от надзора фабричной инспекции и, следовательно, от соблюдения правил.
В итоге многочисленные категории рабочих продолжали находиться в полной зависимости от своих нанимателей. После издания закона 1897 г. царское правительство рядом различных дополнительных правил, инструкций и разъяснений ослабило его действие.
Объективно значение закона 2 июня 1897 г., несмотря на сравнительно ограниченную сферу применения и ряд существенных недостатков, заключалось в том, что он впервые устанавливал правовые нормы, регламентирующие продолжительность рабочего времени, значительно ниже существовавших ранее на российских фабриках. До 1897 г. рабочий день в России не ограничивался никакими законодательными актами, его продолжительность всецело зависела от владельца предприятия.
В случае реального исполнения закона он становился жизненно важным для социально-экономического положения рабочих. Теперь рабочие могли требовать (а не выпрашивать хозяйскую милость, как прежде) и добиваться своих прав, опираясь на закон.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 29 сентября