К началу 1905 года в России сложилась классическая революционная ситуация. Ко всем составным частям социально-экономического и политического кризиса добавился фактор неудачной русско-японской войны, которая и выступила катализатором развития событий. Однако непосредственным поводом к революционному взрыву стали выступления рабочих. 

Чего добились рабочие в ходе Первой русской революции рассказывает в восьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Старый спор о том, какой класс был «гегемоном» революции сегодня представляется надуманным и не заслуживающим внимания. Возведение пролетариата в этот высокий статус понадобилось вождю большевиков Владимиру Ленину исключительно с целью обоснования в дальнейшем лозунга пролетарской революции. А для этого пришлось преувеличить роль рабочего класса в революционных событиях 1905-1907 годов и объявить его классом, стоящим во главе всего освободительного движения в России. 

Но старт революции, действительно, дало выступление рабочих в столице. Уже в конце 1904 года в события была вовлечена крупнейшая легальная рабочая организация страны — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», которой руководил  священник Георгий Гапон. У этой организации были налажены контакты и с представителями либеральной буржуазии. 

В ноябре 1904 года группа членов либерального «Союза освобождения» встретилась с Гапоном и руководящим кружком «Собрания». Именно «освобожденцам» и принадлежала идея выступления рабочих с петицией политического содержания. В ноябре-декабре данная идея выступления с лозунгами защиты своих прав обсуждалась в руководстве «Собрания». А в декабре к этому накопившемуся сухому пороху была поднесена спичка: на Путиловском заводе произошёл инцидент с увольнением четырёх рабочих. 

Заводчане восприняли незаконное увольнение своих коллег – членов «Собрания» - как грубое нарушение их прав. Расследование инцидента показало, что действия мастера были, действительно, необоснованными, несправедливыми и диктовались враждебным отношением к организации. 

Руководители «Собрания» потребовали от администрации завода восстановить уволенных рабочих и уволить мастера, проявившего произвол. В ответ на отказ администрации лидеры «Собрания» объявили забастовку, которую 3 января 1905 года поддержал весь Путиловский завод с 12 500 рабочими. А 4 и 5 января к бастующим присоединились ещё несколько заводов, рабочие которых также протестовали против нарушения их прав. 

Поскольку переговоры с администрацией Путиловского завода оказались безрезультатными, то 5 января Гапон и озвучил идею обратиться за помощью к самому царю. А 7 и 8 января забастовка перекинулась на все предприятия города и превратилась во всеобщую. Всего в ней приняло участие 625 предприятий Петербурга со 125 000 рабочих. 

В те же дни Гапоном и группой рабочих была составлена на имя императора Петиция о рабочих нуждах, в которой, наряду с правовыми и экономическими требованиями, содержались предложения и политического характера. Петиция требовала созыва народного представительства на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования, введения гражданских свобод, ответственности министров перед народом, гарантий законности правления, 8-часового рабочего дня. 

Под Петицией были собраны десятки тысяч подписей. Рабочие приглашались в воскресенье, 9 января, явиться на площадь Зимнего дворца, чтобы «всем миром» вручить петицию царю.

Именно присутствие в Петиции политических требований, предполагавших ограничение самодержавия, и явилось причиной того, что власть признала их неприемлемыми и отказалась даже принимать это обращение рабочих.

9 января шествие рабочих было расстреляно царскими войсками. По официальным данным, всего за этот день было убито 96 и ранено 333 человека, а с учётом умерших от ран — 130 убитых и 299 раненых.

Разгон безоружного шествия рабочих произвёл шокирующее впечатление на общество. Скрывшийся от полиции священник Гапон призвал к вооружённому восстанию и свержению династии. Традиционная вера рабочих масс в царя пошатнулась, а влияние революционных партий, призвавших к свержению самодержавия, стало расти. Престижу царской власти был нанесён непоправимый урон.

После 9 января по стране прокатилась волна забастовок, в том числе на железных дорогах России. Началось стачечное движение: например, с мая 1905 года более двух месяцев бастовало 70 тысяч иваново-вознесенских текстильщиков. Во многих промышленных центрах возникли Советы рабочих депутатов, среди них первым и одним из наиболее известных был Иваново-Вознесенский Совет. Это была совсем новая форма организации рабочих в борьбе за свои права.

13 октября 1905 года начал работу Петербургский совет рабочих депутатов, который стал организатором октябрьского выступления рабочих в защиту своих прав. Эта забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Уже 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 миллионов человек.

Октябрьская всеобщая забастовка вынудила императора пойти на уступки. Манифест 17 октября 1905 года даровал гражданские свободы: неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. В стране появился выборный законодательный орган – парламент: Государственная Дума и Государственный Совет.

Насколько расширились права рабочих в ходе Первой русской революции? 

Во-первых, после октябрьской стачки царь вынужден был изменить избирательный закон 6 августа 1905 года, по которому рабочие были лишены избирательных прав. В новом законе появилась «рабочая курия», которая могла выбирать 14 депутатов Госдумы. 

Да, это было существенной уступкой рабочему движению, но правовая дискриминация рабочих тем не менее оставалась. Ущемление прав рабочих проявилось в неравном непропорциональном представительстве рабочих среди выборщиков в Думу. Так, один выборщик приходился на 2 тысячи землевладельцев (в основном помещиков), 4 тысячи горожан, 30 тысяч крестьян и 90 тысяч рабочих.

Кроме избирательных прав, рабочие получили право на создание профсоюзов, кооперативов и страховых организаций, защищающих их права. Рабочим можно было создавать и культурно-просветительные общества. Была введена система коллективных договоров рабочих с предпринимателями, регламентирован порядок организации работы и отдыха. 

В целом положение рабочих улучшилось. Их многолетняя борьба за сокращение продолжительности рабочего дня также закончилась относительным успехом: рабочий день сокращался до 9-10 часов, а в некоторых отраслях до 8 часов.

Таким образом, права рабочих по результатам революции были заметно расширены и закреплены законодательно. Теперь и сами рабочие могли более действенно защищать свои права с помощью своих профсоюзов и политических партий. Отмена цензуры также имела большое значение: отныне все проблемы в «рабочем вопросе» предавались гласности и становились предметом обсуждения в обществе и Госдуме.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 20 октября