Каждый год в России пропадает около 180 тысяч человек – до 25% из них так и остаются ненайденными. На этой неделе Госдума в третьем окончательном чтении приняла поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности. РАПСИ проанализировало правовые аспекты поиска потерявшихся людей: как делу могут помочь новые нормы, и какие опорные точки в законодательстве нужны добровольческим отрядам, которые нашли уже тысячи пропавших людей.


Решающие первые сутки

Согласно новым нормам оперативно-розыскной деятельности, правоохранительные органы смогут получать данные о местоположении мобильных телефонов пропавших граждан для их поиска, не дожидаясь решения суда. Раньше эти данные предоставлялись только по санкции суда, ждать которой можно было целый месяц.

Использовать данные гаджетов пропавшего человека для его поиска можно будет на основании мотивированного постановления руководства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом решение суда нужно будет получить в течение 48 часов с начала поиска. После получения данных о местоположении пропавшего суд нужно оповестить в течение суток. 

Поправки снимают противоречие между положениями законопроекта и конституционными гарантиями на тайну связи и неприкосновенность частной жизни, отмечал глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Но, что самое главное: законодатели дали полиции возможность быстро получать данные. Действительно, скорость – важнейший фактор в работе с потерявшимися людьми. Многие специалисты называют решающими именно первые сутки после пропажи – в этот период высоки шансы найти человека живым.

Кстати, правоохранительные органы уже давно актуализировали внутреннюю нормативную базу, чтобы полиция имела возможность незамедлительно начинать поиски. Долгое время в практике правоохранительных органов циркулировало «правило трех дней»: раньше, чем через три дня после пропажи человека, органы не принимали заявление и не начинали розыск гражданина. 

Такая практика давно канула в лету: еще в 2013 году приказ главы МВД Владимира Колокольцева обязал сотрудников полиции быстро реагировать на заявления о пропаже человека: заявление должно быть зарегистрировано незамедлительно. Вместе с тем, пресловутый миф о трех днях все еще жив в сознании некоторых россиян. 

Правоохранительные органы в этой связи призывают граждан при пропаже человека обращаться в полицию немедленно. Этот постулат не устают повторять и другие важные участники поиска пропавших: добровольческие поисково-спасательные объединения. 

Общими усилиями

Новые поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности, очевидно, помогут и гражданским объединениям, участвующим в поисках пропавших людей, хотя, как признаются сами члены таких отрядов, не решают проблему в полной мере. По мнению волонтеров, законопроект в нынешнем виде нельзя считать окончательной версией.

«Когда пропадает человек с мобильным телефоном, нам нужно получить данные о его местоположении, во-первых, быстро, во-вторых, точно. Новая версия законопроекта решает проблему скорости предоставления данных - теперь полиция сможет получать информацию быстро и делиться ею с нами», - отметил в разговоре с РАПСИ Олег Леонов, координатор добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», самого известного движения такого профиля в стране. – «При этом проблему точности определения местоположения данные поправки не решают (так как в поправках не предусмотрены требования к плотности расположения базовых станций сотовой связи - прим. ред.). Таким образом, обновленный законопроект поможет нам примерно в 10% случаях, когда человек потерялся в районе с высокой плотностью расположения базовых станций сотовой связи. По нашей информации, законопроект будет дорабатываться нынешней осенью именно с учетом этого нюанса, мы будем принимать в этом участие». 

В то же время, у поисково-спасательных отрядов доступа к информации о данных геолокации телефонов пропавших нет – они могут лишь получить их от сотрудников полиции в рамках совместной работы на поиске. 

«Да, мы очень благодарны сотрудникам полиции, когда они делятся с нами данными, но, к сожалению, так происходит далеко не всегда. Сейчас, когда о нас узнали люди, когда нам стали доверять, взаимоотношения с правоохранительными органами трансформировались в лучшую сторону, но все равно: все очень сильно зависит от ситуации на местах. Нет никакой единой системы. Мы как раз боремся за создание такого регламента взаимодействия – такой документ должен быть направлен в каждый отдел полиции. Это решение поможет, прежде всего, самим людям, которые потерялись», - подчеркивает Леонов.

Добровольческие отряды, без сомнений, отстояли свое право быть полноценными участниками поисковых операций, чей статус закреплен законодательно.

Надежда пропавшего

Волонтерские отряды уже стали несущей конструкцией в методиках поисков пропавших. Именно к волонтерам обычно в первую очередь обращаются родственники пропавших, именно в них видят главную надежду. Это справедливо: на счету у российских добровольческих поисково-спасательных отрядов тысячи спасенных жизней. Только отряд «ЛизаАлерт» спас 79 тысяч человек. 

Добровольцы-поисковики в некоторой степени стали символом новой гражданственности в России: об их работе рассказывает кинематограф – картины Звягинцева, Бондарчука. Каждый месяц в адрес «ЛизаАлерт» поступают тысячи заявок. Только в мае этого года волонтеры обработали 3 770 запросов на поиски, 2 698 человек были найдены живыми, 206 человек – обнаружены погибшими. 

Поисково-спасательные движения стали важной частью нашей жизни не только в силу своей высокой значимости – многие из нас понемногу участвуют в их работе. Кто-то делает репост очередной ориентировки по поиску в социальной сети, кто-то просто старается запомнить лицо на макете: может, этот человек встретится по дороге и на этом поиск счастливо завершится? 

Расширение правовой базы для волонтеров поиска

Безусловно, работа таких волонтерских объединений – общегражданский тренд, у которого должна быть адекватная законодательная база. Официально утвержденный регламент взаимодействия добровольцев с полицией и другими государственными службами – чрезвычайно важная, но не единственная опорная точка в законодательстве, появление могло бы помочь добровольцам спасать людей. 

«Мы выступаем за создание единой базы неизвестных пациентов медицинских учреждений – этот инструмент значительно упростит поиск людей», - отмечает Олег Леонов.

Также, по словам Леонова, необходимы нормативы по ухаживанию за лесами, расчистке массивов.

В основном люди теряются, потому что леса завалены, забуреломлены, нет расчищенных просек – состояние лесов напрямую влияет на количество потерявшихся и погибших в этих лесах. Это обязательно нужно сделать – подчеркивает представитель «ЛизаАлерт». 

«Как показывает практика, поисковые организации добиваются серьезных успехов именно путем интеллектуального поиска – использования социальных сетей, опросов, распространению ориентировок. Фактически эти действия законом не регулируются», - отмечает юрист Алексей Михальчик.

Правовой основой деятельности добровольцев-волонтеров при поиске пропавших лиц служит статья 9 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», которая, по мнению Михальчика, достаточно рамочно регламентирует саму возможность такой деятельности. 

Кроме того, существует сводный документ СК, МВД и МЧС под названием «Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних», который более детально обозначает возможность использования отрядов добровольцев-волонтеров в поисково-спасательных операциях, но при этом локализует взаимодействие лишь в рамках технических поисковых мероприятий – например, при прочесывании местности.

«Я лично считаю, что с учетом доказанной эффективности такой деятельности общественников необходимо законодательное расширение их возможностей, включая легализацию информационного обмена с правоохранительными органами и обеспечение доступа к различным информационным базам и иным источникам информации», - высказал мнение Михальчик. 

Айгуль Бадикова


 

СПРАВКА РАПСИ

Что делать, если у вас пропал ребенок?

1. Тщательно обыщите дом, участок, квартиру – бывает, ребенок заснул и спрятался в укромном месте. 

2. Если на территории дачного участка есть колодцы, септик, погреб, подвал, чердак и уличный туалет, поищите там.

3. Если ребёнка нет в течение получаса с того момента, как он должен быть дома, если малыш исчез с территории частного участка или со двора, где он гулял – немедленно обращайтесь в полицию и к поисковикам. 

4. Вы можете подать заявление в ближайшем ОВД – при себе необходимо иметь документы, подтверждающие вашу личность, а также по возможности документы пропавшего и фотографию ребёнка, желательно, самую свежую. Заявление обязаны принять сразу, в любом отделении полиции (однако процесс пойдёт быстрее, если вы обратитесь в полицию по месту жительства), независимо от ваших родственных связей с пропавшим – то есть заявить о пропаже ребёнка может бабушка, няня. Если заявление отказываются принимать, звоните по номеру 112. Этот звонок – уже заявление о пропаже, можно вызывать наряд на дом.

5. В полиции необходимо взять контакты сотрудника, который будет заниматься вашим делом, чтобы в случае необходимости оперативно с ним связаться – пропавший может вернуться домой или же у вас появится новая информация.

6. Позвоните на горячую линию «ЛизаАлерт» 8(800)700-54-52 или другого поисково-спасательного объединения, которое работает в вашем регионе, оставьте заявку на поиск. 

7. Проанализируйте, что из вещей пропало вместе с ребёнком.

8. После заявки на горячую линию с вами свяжутся поисковики для уточнения деталей. Пожалуйста, давайте достоверную информацию! Важны любые обстоятельства и подробности. Добровольцы задают вопросы для формирования максимально полного представления о пропавшем и об обстоятельствах его исчезновения. Вопросы, которые задают наши добровольцы, – это не проявление праздного любопытства, даже если они вам кажутся слишком интимными или странными. Личная информация о пропавшем конфиденциальна, и доступ к ней есть у строго ограниченного числа лиц. Поэтому, пожалуйста, не скрывайте то, что, возможно, выставляет вас не в лучшем свете как родителя! Для поисковиков это просто необходимая для эффективного поиска информация.

9. Привлекайте к поиску ребёнка своих друзей, родных, знакомых – это самые мотивированные участники поисковой операции. В любом случае для поиска, пока не приехал координатор и поисковые группы, вам потребуются несколько человек: один человек должен остаться дома на случай, если ребёнок вернётся, другой может отправиться по маршруту, по которому он должен был ехать или идти домой, третий – лично поехать в школу или к друзьям и так далее.

10. Обзвоните друзей, одноклассников, учителей, родителей одноклассников, авторитетных для него взрослых (например, позвоните любимому тренеру), бывших мужей и жён, бабушек и дедушек. (Кстати, у вас есть телефоны друзей ребёнка и их родителей?) Когда он найдётся, не забудьте снова всех обзвонить по списку, поблагодарить за помощь и извиниться за беспокойство, но, когда ребёнок пропал, не думайте о том, что это неловко, что о вас подумают и так далее – звоните!

11. Если пропал ребёнок, окружающие, которые искренне хотят вам помочь, дадут миллион советов по поиску. Рекомендуется придерживаться алгоритма, предложенного полицией, а также представителями поисковых движений. Если вам кажется, что полученная рекомендация заслуживает внимания, вы всегда можете обсудить её с представителем МВД, который занимается вашим делом, или инфоргом, который будет с вами всё время на связи.

12. Не размещайте в открытом доступе (в уличных объявлениях, в СМИ и в социальных сетях) свои номера телефонов. Полиция и операторы поисковых движений умеют работать со всеми типами звонков. На ориентировках всегда размещены два номера телефона: экстренных служб (112) и горячей линии поисковых отрядов. 

13. Если вы отслеживаете социальные сети, не вступайте в переписку в комментариях, а лучше вообще не читайте их – пусть это делают информационные координаторы поиска.

14. Не размещайте ориентировки без согласования с полицией и волонтерами: могут быть причины, по которым решили не распространять объявления – например, если ищут убежавшего из дома подростка и предполагают, что он находится в своём районе. Расклеенные по кварталу или развешенные в соцсетях ориентировки могут его напугать и вынудить убежать еще дальше.

Что делать если встретил на улице растерянного пожилого человека?

1. Оценить состояние человека и понять, нужна ли ему помощь. Спросите, какой сегодня день недели, месяц, год. Узнайте, как его зовут и помнит ли он, куда едет. Если нет – звоните в скорую, полицию или 112. 

2. Не покупайте ему билет на транспорт и не давайте денег на дорогу. Если человек не помнит, куда он едет, искать его будут по всей области. 

3. Также позвоните на номер горячей линии «ЛизаАлерт» 8(800)700-54-52. Операторы сориентируют по дальнейшим действиям, и отряд подключится к поиску родственников, если это будет необходимо.