Девушку, устроившую смертельную аварию в Солнцево, ждет суровое наказание, считают эксперты РАПСИ.


Юная девушка за рулем, глупая ошибка на дороге, погибшие пешеходы – драматургия очередной громкой аварии, к сожалению, неизменна: подобное случалось в Брянске, Иркутске, Старой Купавне, а сегодня вся страна потрясена страшным ДТП в Солнцево, где погибли двое детей.

Задача всей судебной системы сейчас – сохранить беспристрастность правосудия, не позволять процессу превращаться в показательный. 

Трагическое ДТП на улице Авиаторов произошло 16 июля. Семья переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу: мама, бабушка, трое детей – 5 лет, 3 года, в коляске везли девятимесячную малышку. Возможно, взрослые с детьми перемещались от района новостроек к парку возле метро «Солнцево»: там пару лет назад открыли современную детскую площадку.

На «зебре» семью сбил автомобиль Mazda, управляемый 18-летней Валерией Башкировой. Пятилетний мальчик скончался, позже стало известно о гибели трехлетнего ребенка. Младшая девочка находится в больнице в тяжелом состоянии. Виновницу ДТП вначале отправили под домашний арест, после смерти второго ребенка дело переквалифицировали, и теперь Башкирова отправлена в СИЗО. 

В свое оправдание девушка заявила, что в момент аварии ее ослепило солнце – якобы поэтому она не увидела пешеходов. Впрочем, по одной из версий следствия, девушка за рулем отвлеклась на смартфон, что и спровоцировало наезд. 

Виновнице не избежать тюрьмы

Несколько роковых секунд сломали жизнь двух семей (известно, что один из погибших детей приходился племянником потерпевшей – он вместе с родителями приехал в гости к пострадавшей семье). Разрушена жизнь девушки, вчерашней школьницы: дело не только в тяжести наказания, которое ее ждет. Валерии Башкировой теперь жить с образами убитых ею детей в мыслях. Возможно, с годами это будет еще сложнее, чем сейчас, когда ей 18, а самым страшным в жизни кажется тюрьма. 

Судя по комментариям в соцсетях, общественность с удовольствием линчевала бы виновницу аварии. Жалеть девушку в данном случае неуместно – слишком велика цена ее водительской невнимательности. Главная опасность всеобщей атмосферы агрессии и ненависти к виновнице ДТП в том, что такие веяния неизбежно влияют на атмосферу суда. Девушка должна ответить по закону, но не следует превращать процесс в показательный, уверены эксперты. 

«Учитывая тяжесть последствий этой аварии, выступать в защиту девушки не хочется. Но все же следует отделять умышленное убийство от того деяния, которое совершила она. Уверен, она не могла и представить себе тяжесть последствий своей неосторожности, не следует слишком ее демонизировать. В то же время, учитывая весь ужас произошедшего, приговор может быть достаточно суровым, невзирая на молодой возраст виновницы и попытки загладить вину. Естественно, суд не может полностью игнорировать тот общественный резонанс, который вызвала эта авария – и этот резонанс в сочетании с тяжестью последствий, полагаю, тоже повлияет на вердикт. Данная статья Уголовного кодекса, при условии деятельного раскаяния подсудимого, в целом позволяет назначить условный срок, но, думаю, в данном случае это исключено. Реальное лишение свободы для виновницы ДТП неизбежно», – считает адвокат Алексей Михальчик. 

Показательность процесса – палка о двух концах: с одной стороны, по словам Михальчика, закон предусматривает в том числе воспитательную цель уголовного наказания. На примере данного дела судебная система может дать сигнал обществу – нельзя допускать такого, наказание будет суровым. С другой стороны, суд должен быть максимально объективным и беспристрастным. 

Ни молодой возраст, ни неопытность водителя не смогут смягчить приговор, уверена юрист, эксперт Ассоциации юристов России Ассия Мухамедшина:

«Ответственность за наезд на пешехода лежит на водителе, какие бы обстоятельства не предшествовали ДТП. Водитель отвечает перед законом независимо от своего возраста и опыта вождения. Так как эта авария со смертельным исходом, думаю, виновнице не уйти от ответственности и не следует рассчитывать на смягчение приговора».

"Есть глобальная проблема неисполнения участниками дорожного движения правил" 

На этой неделе жители Солнцева, шокированные последствиями аварии, направили в адрес городских властей обращение, где перечислили опасные участки дорожной сети района. Организацию движения на пешеходном переходе, где произошла авария, многие пользователи соцсетей называют косвенной причиной ДТП. 

Действительно, на улице Авиаторов оживленное движение, дорога проходит параллельно Боровскому шоссе – многие водители объезжают загруженную магистраль через нее, она связывает части густонаселенного района. На момент аварии перед пешеходным переходом не было даже лежачего полицейского, тогда как, по мнению жителей, здесь необходим светофор с вызывной кнопкой. 

Все технические, технологические и инфраструктурные элементы, призванные повышать безопасность дорожного движения и пешеходов, общеизвестны, отметил в разговоре с РАПСИ директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации» Норайр Блудян. 

«У нас в стране эти механизмы широко используются. При этом уровень аварийности и тяжести ДТП пока уступает даже самым «опасным» странам Европы. Есть глобальная проблема неисполнения, игнорирования участниками дорожного движения и пешеходами установленных правил, их нарушение. Этому способствуют несколько факторов: во-первых, нет чувства неотвратимости наказания за нарушения. Многие думают, что «пронесёт», и их это не коснётся. Во-вторых, коррупционная составляющая, люди думают: «если что, откупимся», – отмечает Блудян.

Третий фактор, повышающий и сам уровень аварийности, и тяжесть ДТП, по мнению Блудяна – низкие штрафы, особенно за тяжёлые нарушения: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу движения, превышение скоростного режима и другие. Другие немаловажные факторы - низкий уровень профессионального мастерства вождения, недостаточная профилактическая работа с водительским составом и пешеходами, конструктивные и проектные ошибки при строительстве улиц и дорог в городах, наличие очагов аварийности, переработка водителями установленных норм рабочего времени, усталость.

В этом контексте нельзя не упомянуть и об ответственности пешеходов, особенно тех, которые пересекают опасный участок дороги вместе с детьми. Могли ли мама и бабушка погибших детей предотвратить трагедию, была ли у них возможность убедиться в безопасности перехода – предстоит установить следствию. Ясно одно: внимательность пешеходов предотвратила и сможет предотвратить не одну аварию, а никакое наказание для горе-водителей не вернет пешеходу жизнь и здоровье. Тем не менее, по мнению юриста, назвать ответственность пешеходов и водителей соразмерной нельзя: средством повышенной опасности управляет автомобилист. 

«Что касается организации движения: ГОСТ Р 52289-2004 гласит, что знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями). Если знаки не видны и нечитаемы, то водители часто освобождаются от ответственности – но в таких случаях речь обычно идет об административной ответственности. Здесь же смертельная авария. Лицо, управляющее средством повышенной опасности, отвечает за вред, причиненный этим средством, за исключением случаев, когда за рулем ученик в присутствии инструктора. Это главное», – отмечает Ассия Мухамедшина. 

Антисмартфонный обет

В момент аварии Валерия Башкирова, предположительно, отвлеклась на телефон – в этом общественность видит самую дьявольскую деталь смертельной аварии. Дьявольскую – потому что это нарушение типично, им грешат очень многие автомобилисты, а последствия могут быть поистине катастрофическими. Единственное и одновременно самое простое, что все мы можем сделать, чтобы избежать таких аварий в будущем – никогда не брать в руки телефон во время вождения и не отвлекаться на смартфон в целом.

Публично такое обещание дал общественный деятель, бывший глава Екатеринбурга Евгений Ройзман: «Я даю слово, что никогда в жизни за рулем, не остановившись, я не открою ни один телефон и не возьму трубку…», - высказался Ройзман, его поддержали многие пользователи, в том числе и известные блогеры. 

Если для соблюдения правил дорожного движения, которые и так однозначно запрещают водителям использование телефонов без гарнитуры, нужно дать слово, то пусть так: главное, чтобы мы как можно быстрее избавились от этой смертоносной привычки. Тот редкий случай, когда ужесточение ответственности за нарушение, очевидно, будет воспринято положительно всеми слоями общества – мы уже понимаем цену этой секунды в смартфоне. 

Как наказывали за громкие аварии

Судебную практику в подобных делах сложно назвать устоявшейся – в каждом отдельном случае суд рассматривает комплекс обстоятельств. 

Волну возмущения вызвала смертельная авария с участием Анны Шавенковой в Иркутске в 2009 году. Анна, на тот момент дочь председателя Избирательной комиссии Иркутской области, двигаясь с превышением скорости, вылетела на тротуар и сбила двух женщин. Одна из жертв погибла, другая осталась инвалидом. Шавенковой назначили приговор в виде трех лет колонии-поселения с отсрочкой исполнения на 14 лет. Позже Шавенкова была амнистирована. 

Широкий резонанс вызвало ДТП в Брянске, произошедшее в 2011 году: 20-летняя Ирина Добржанская на высокой скорости сбила женщину с ребенком, которые переходили дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Трехлетняя девочка скончалась на месте, ее мать получила тяжелые травмы. Жители требовали самого жесткого наказания и даже расправы над виновницей ДТП, в Брянске проходил стихийный митинг. Добржанская свою вину не признала – по ее мнению, она не нарушала ПДД, а произошедшее стало несчастным случаем. Девушку приговорили к 4 годам колонии-поселения, а в 2015 году освободили по амнистии.

Пример «пьяного» ДТП с ужасными последствиями и соразмерным приговором: летом 2012 года москвичка Екатерина Заул, управляя внедорожником Land Rover, объезжала пробку в районе Старой Купавны – около остановки общественного транспорта она не справилась с управлением и сбила людей. Погибли пять человек, в том числе семилетняя девочка. Заул была в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на полное признание вины, суд назначил суровое наказание – 8 лет колонии общего режима. 

Александр Максимов, задавивший в 2012 году семь человек на автобусной остановке в районе Минской улицы в Москве, получил 8,5 лет колонии общего режима. Жертвами стали пятеро подростков-сирот, сотрудница детского дома и ее муж – все они возвращались с церемонии награждения фестиваля прикладного искусства. Максимов, находясь за рулем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, врезался в остановку и буквально снес своих жертв. Примечательно, что гособвинение настаивало на назначении Максимову срока в колонии-поселении – подсудимый полностью признал вину, у него на иждивении оставался маленький ребенок. Тем не менее, суд посчитал необходимым наказать виновного в страшной аварии по всей строгости и отправил Максимова в колонию общего режима. Виновник аварии получил лишь на полгода меньше максимально возможного срока по статье 264 УК РФ. 

Айгуль Бадикова