Спецоперация позволит стимулировать работу российских производств, в том числе малых и средних компаний, при условии совершенствования правовой базы. Какие законодательные меры нужны для эффективной работы бизнеса с гособоронзаказом РАПСИ выяснило у участников рынка, общественников и омбудсменов.


Истина, зацементированная историей: тяжелый период в жизни страны – при условии принятия верных стратегических решений – может усилить экономику. Такие примеры характерны для СССР периода Великой Отечественной войны: ресурсы, аккумулированные для нужд фронта, к концу войны позволили наладить и производство гражданских товаров, не говоря о повсеместном участии населения в стимулированной войной волне индустриализации. Так, если в 1942 году дефицит бюджета достигал 17,9 миллиарда рублей. 

Фактически, активизация промышленных мощностей дала первый залп по ликвидации всеобщей бедности. Подобным примером может служить и Великобритания: мобилизация ресурсов, успешно проведенная Черчиллем в оборонной промышленности, очень быстро распространилась и на гражданские производства. Именно так в довольно сжатые сроки удалось возродить производство шерстяных товаров, которые до сих пор остаются важной частью экономики. 

Гособоронзаказ нового времени

Увеличение объемов гособоронзаказа, которое позволит стимулировать экономику, увеличить штатную численность предприятий и повысить зарплаты, власти анонсировали на фоне объявления в России частичной мобилизации. 

24 сентября Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ужесточение наказания за нарушение условий госконтракта в сфере гособоронзаказа (ГОЗ). Так, лицо, нарушившее условия контракта по ГОЗ, будет привлекаться к ответственности, если ущерб от срыва составил не менее 5% от суммы контракта и не менее 5 миллионов рублей. Наказание при этом ужесточается вплоть до 10 лет лишения свободы. Отказ или уклонение от заключения госконтракта в рамках оборонзаказа для определенных подрядчиков может наказываться сроком до 8 лет лишения свободы при повторном нарушении закона.

То, что предприятия оборонного профиля или производящие продукцию двойного назначения на фоне проведения специальной военной операции перейдут на повышенные темпы работы, было ясно уже несколько месяцев назад. А вот тот факт, что повышающиеся объемы гособоронзаказа фактически могут вложить новые смыслы в ментальность всей российской экономики, стало очевидным уже на фоне объявления в России частичной мобилизации. 

Актуальные сегодня объемы гособоронзаказа прежде всего будут касаться предприятий, производящих оборонную продукцию и продукцию двойного назначения. Такие компании в ближайшее время будут расширять штат, усиливать производственные мощности и, очевидно, создавать самые благоприятные условия труда для ценных специалистов. Председатель совета директоров госкорпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Грызлов сообщил о том, что уже идет набор рабочих, технологов, конструкторов и других специалистов - корпорация, по словам Грызлова, сделает все для решения задач, которые поставил президент. «Выпуск продукции – вот чего ждет страна. Этого ждет армия. Ждет Донбасс. И этого боится Запад. И пусть боится, потому что мы не остановимся. Напротив, будем наращивать потенциал. Слава Богу, компетенций у нас хватает. В этом наша сила и залог нашей Победы!» — заявил Грызлов.

"Тонны бумаг может заменить обычная военная приемка"

Нет сомнений в том, что комплекс ОПК сможет аккумулировать ресурсы, обеспечив и нужды армии, и усиленное развитие экономики. Больше сложностей может возникнуть у компаний, которые ранее над обеспечением гособоронзаказа не работали и были ориентированы на производство гражданской продукции. 

Большинство представителей бытовых товаров, пищевой, текстильной, фармацевтической и других отраслей еще год назад и представить себе не могли, что их продукция может оказаться востребована в рамках ГОЗ, что конфеты, жгуты, антисептики и качественное термобелье могут быть именно той помощью, в которой нуждаются граждане, вставшие на защиту страны. Однако именно такие реалии диктует сегодняшний день - дождевики и спальники, современный текстиль, термопосуда и пища быстрого приготовления, бинты и фонарики, батарейки и средства личной гигиены: потенциально все это и многое-многое другое может стать остро необходимым в зоне боевого столкновения уже завтра. 

У тысяч компаний, в том числе из сегмента малого и среднего бизнеса, таким образом может появиться возможность получить объемы продаж своей продукции, позволяющие вывести бизнес на принципиально новый уровень. Впрочем, этот путь совсем не будет легким - и для конечного получателя гособоронзаказа, и для самих подрядчиков. Большая часть предпринимателей, производящих гражданскую продукцию, не имеет опыта взаимодействия с заказчиками в рамках ГОЗ, а этот процедурал имеет весьма непростую специфику. Как минимум подрядчикам потребуется время, чтобы изучить правовую базу, не исключена также необходимость расширить штат юристов и тендерного аппарата компании. 

По мнению эксперта, главная же трудность участия «гражданского» бизнеса в обеспечении гособоронзаказа - чрезмерная бюрократия в оформлении взаимоотношений подрядчика и госзаказчика, а также наличие избыточных требований к формальным статусам продукции, которые могут значительно повысить стоимость продукции, никак при этом не влияя на ее реальное качество. 

Такое мнение в беседе с корреспондентом РАПСИ высказал Алексей Мигалин, генеральный директор ООО «Навмарин», производящей устройства радиосвязи и навигации для флота. Продукция компании сейчас активно используется российскими вооруженными силами. По мнению предпринимателя, если крупные компании еще могут позволить себе удовлетворить формальные требования, предъявляемые к подрядчикам в рамках гособоронзаказа, то для малого и среднего бизнеса эти параметры могут быть просто невыполнимы. Не говоря уже о том, что за счет дополнительной бюрократической нагрузки стоимость поставляемого товара может вырасти многократно.

«Чтобы в полной мере соответствовать требованиям в рамках гособоронзаказа, производителю требуется провести ряд научно-исследовательских изысканий, разработать технологическую карту, финансовое обоснование стоимости и пройти многие другие сопроводительные процедуры, которые никак не отражаются на качестве и реальных технологических характеристиках товара. Это невероятно сложно, но самое главное - очень дорого, что неизбежно сказывается на стоимости. Для сравнения: китайская рация может стоить 3 тысячи рублей, российская, если включить в ее цену весь процедурал, необходимый для ее поставки в рамках гособоронзаказа, на выходе может стоить под 300 тысяч рублей. Предпринимателям, чья продукция успешно продается на свободном рынке, это может быть просто неинтересно», - поясняет Мигалин.

По информации эксперта, в Министерстве обороны проблему понимают и сейчас предпринимают меры, направленные на упрощение процедуры взаимодействия подрядчика и заказчика в рамках ГОЗ и исключение избыточных стандартов к предъявляемым товарам. Есть вероятность, что через некоторое время проблема может быть урегулирована. Тем более, с точки зрения реальных потребностей гособоронзаказа решить ее не так сложно.

«Заменить сложнейшие бюрократические требования могла бы хорошо налаженная процедура военной приемки. Комиссия из Министерства обороны приезжает на производство, выбирает любую партию товара - будь это носки, или термобелье - оценивает ее качество и пригодность для нужд армии, составляет акт и на основании приемки может приниматься решение о закупке продукции. Такой подход исключит искусственное удорожание, при этом у представителей Минобороны будет возможность оценить качество товара перед закупкой», - считает Мигалин. 

Бинты, жгуты и хлеб

Со всей очевидностью предприниматели реального сектора экономики, чьи товары могут быть востребованы в условиях спецоперации, сейчас только аккуратно примеривают на себя роль поставщиков гособоронзаказа нового времени. 

Уже понятно, например, что армии будет нужна фармацевтика и медицинские товары. Свою обеспокоенность обеспеченностью мобилизованных граждан препаратами из аптечки выразили  27 сентября в Госдуме. Потребность в новых контрагентах, которые смогут обеспечить бесперебойную поставку жгутов, бинтов, антисептиков, абсорбентов, что называется, уже витает в воздухе. 

РАПСИ запросило комментарии в нескольких отечественных фармацевтических компаниях - на момент выпуска материала никто из предпринимателей отрасли не пожелал прокомментировать свои планы относительно выхода на «оборонный» рынок. Очевидно, производства находятся в стадии определения стратегии на этот счет. 

Полную боевую готовность поставлять продукцию для нужд армии демонстрируют представители пищевой промышленности. При этом участники отрасли считают важным применение взвешенного подхода при мобилизации работников фермерских хозяйств и сельхозобъединений: важно сохранить кадры, чтобы соблюсти производственные циклы и успешно накормить российских военных. 

Так, Председатель Совета АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) Светлана Максимова в беседе с РАПСИ отметила: «Конечно, родину защищать надо, но родину надо ещё и накормить, как и тех солдат, которые делают всё, чтобы нацисты не пришли на нашу территорию. В некоторых регионах у нас ещё не убраны урожаи, где-то сеют озимые для того, чтобы на следующий год вырос хлеб… Тем, кто производит сельхозпродукцию – не положена даже отсрочка… Село нужно сохранить, ведь АПК, можно считать, вторая стратегическая отрасль после оборонной промышленности». 

Мнение о необходимости предоставления отсрочки для работников агропромышленного корпуса звучат и из других источников - недавно такое предложение озвучивал председатель попечительского совета «Опоры России» в Новосибирской области Игорь Салов.

Омбудсмен: стало больше сфер, в которые раньше малый бизнес не мог попасть, а теперь государство само просит

Александр Рыбаков, уполномоченный по защите прав предпринимателей Чувашской Республики, в беседе с РАПСИ признает наличие трудностей, связанных в том числе с жесткими условиями банковского сопровождения, характерными для обеспечения гособоронзаказа. На решение этих проблем направлен пакет поправок, которые сейчас разрабатываются. В то же время, по словам омбудсмена, в нынешних условиях у малого и среднего бизнеса появилась возможность занять те сегменты, которые раньше для небольших предприятий были недоступны. 

«В последние годы − к счастью для предпринимателей — оцифрованы практически все процессы закупок, взаимодействие с банками и получение банковских гарантий для участия в частных торгах, а также государственных и муниципальных закупках. Именно в этой сфере было больше всего обращений к бизнес-защитникам, которые мы успешно разрешали в пользу наших «малых» поставщиков и производителей разного профиля.

Сейчас, наоборот, много запросов о том, как войти в реестр оборонно-промышленного комплекса (ОПК) или стать официальным смежником (производителем продукции двойного назначения − прим. ред.). Бизнес понимает и видит, что госзаказ будет увеличиваться, что он стабилен, нет проблем по оплатам, поэтому стремится туда «зайти». Но тут надо разделять госзаказ и собственно гособоронзаказ, где основные исполнители — крупный бизнес. Для субъектов МСП плюс в том, что стало больше сфер и сегментов, в которые раньше малый бизнес не мог попасть, а теперь государство само просит. Да, возникают и сохраняются проблемы со спецсчетами и расходованием с них средств. В этой части малый и средний бизнес ждет встречного движения и совершенствования законодательства. Думаю, что надежда на то, что государство услышит предпринимателей, небезосновательна.

Принципиальное отличие гособоронзаказа от других законов – это введение жесточайших условий банковского сопровождения, поэтому сейчас и разрабатывается очередной пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм», - отмечает Рыбаков. 

Правовая база гособоронзаказа - в справке РАПСИ

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» под государственным оборонным заказом (ГОЗ) понимается установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ. Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ в состав ГОЗ могут включаться:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, а также утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;

2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики РФ;

3) поставки вооружения, военной и специальной техники, а также сырья, материалов и комплектующих изделий;

4) поставки военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;

5) ремонт, модернизация вооружения, военной и специальной техники, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;

6) работы по уничтожению химического оружия;

7) работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности РФ, в том числе для утилизации выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;

8) работы по мобилизационной подготовке экономики РФ;

9) поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ;

10) поставки продукции для накопления материальных ценностей государственного материального резерва;

11) иные поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности РФ.

Что изменилось?

В текущем году ФЗ от 29 декабря 2012ода №275-ФЗ трижды изменялся:

1) Федеральным законом от 25 февраля 2022 года №29-ФЗ (вступил в силу с 25 февраля 2022 года).

Изменение направлено на создание условий для снижения ставок по кредитам, привлекаемым для выполнения гос. программы вооружения, в целях сокращения расходов федерального бюджета на субсидирование уплаты процентов по таким кредитам. Источником финансирования данных кредитов являются в том числе временно не используемые средства, находящиеся на отдельных счетах головных исполнителей поставок продукции по ГОЗ и исполнителей, участвующих в поставках продукции по ГОЗ.

2) Федеральным законом от 11 июня 2022 года №172-ФЗ (вступил в силу с 22 июня 2022 года.

Изменения направлены на создание оптимальных условий для оперативного размещения ГОЗ в целях своевременного его выполнения при соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя в ходе формирования цены на поставку необходимой продукции и, как следствие, на эффективное использование бюджетных средств.

3) Федеральным законом от 28 июня 2022 года №210-ФЗ (вступает в силу с 28 июня 2022 года)

Изменение направлено на повышение качества договорной работы, обеспечение баланса прав и обязанностей заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Правительству РФ, наряду с установленным правом определять примерные условия государственных контрактов, контрактов, предоставлено также право определять типовые условия контрактов. Применение типовых условий контрактов участниками исполнения государственного оборонного заказа обеспечивается новыми нормами, обязывающими головного исполнителя, исполнителя заключать контракты с учетом положений типовых условий контрактов.

С 1 марта 2022 года вступила в силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2021 года №490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и о приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которой перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, дополнился следующим видами деятельности:

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);

9) разработка, производство, испытание, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработка, производство, испытание, утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);

9.1) хранение и торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация (в том числе распространение), утилизация пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также претерпел отдельные изменения. Так, например, Федеральным законом от 14 июля 2022 года №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень оснований для изменение существенных условий контракта при его исполнении, указанный в ч. 1 ст. 95, дополнился пунктом 1.4), который предусматривает возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон в случае, если Правительством РФ принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. 

Федеральный закон от 24 сентября 2022 года №365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» внес в текст УК новые составы преступлений, в том числе группа статей о неисполнении государственного оборонного заказа. Так, кодекс пополнился статьей 201.2. «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа», статьей 201.3. «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа», статьей 285.5. «Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа», статьей 285.6. «Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа».

Федеральным законом от 14 июля 2022 года №291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП была внесена новая статья 14.6.1., устанавливающая административную ответственность за непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа. Также статья 15.37 была дополнена частью 3, предусматривающей административную ответственность за нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу установленных в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе сроков и (или) порядка представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта, представление которого государственному заказчику является обязательным в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе.

В КоАП РФ Федеральным законом от 24 сентября 2022 года №364-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводится ряд изменений. Так, в абзаце 1 части 1, абзаце 1 части 2, абзаце 1 части 2.1. статьи 14.55 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа» появилось уточнение «если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния». При этом часть 3 указанной статьи, которая устанавливала ответственность за грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, а также примечание к статье, утратили силу.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2022 года №935 внесены изменения в «Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Внесенные изменения касаются, в частности, размеров плановой рентабельности (прибыли), получения мотивированного заключения госзаказчика, индексации базовых цен, использования прогнозных цен. 

По соглашению сторон госконтракта (контракта) цена единицы продукции может быть установлена ниже той, что рассчитана по правилам. При этом в контракте (при его заключении) либо в дополнительном соглашении указываются обе цены. Направленные в составе предложения о цене обосновывающие документы не пересматриваются. Цена для будущих периодов рассчитывается исходя из обоснованных и документально подтвержденных затрат с учетом рентабельности (прибыли) без учета снижения, достигнутого по соглашению сторон.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2022 года №1290 «Об установлении срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения государственного контракта, заключенного в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства» установлено, что срок оплаты госзаказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения госконтракта, предусмотренный госконтрактом, заключенным в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, должен составлять не более 30 дней с даты подписания госзаказчиком документа о приемке. Под закупкой товара, работы, услуги в указанных целях понимается их закупка с целью выполнения мероприятий госпрограмм РФ, госпрограммы вооружения, иных заданий в рамках гособоронзаказа.

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2022 года №1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения государственного оборонного заказа, и о внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» вступает в силу 30 сентября 2022 года. Указанным документом Правительство определило типовые условия контрактов на поставку продукции по гособоронзаказу. Это позволит обеспечить юридическую точность контрактов и избежать ошибок при их заключении.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 4 марта 2022 года №408-р в соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установить, что в 2022 году заключение государственного контракта по ГОЗ с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению государственного заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, без регистрации в ФАС России в соответствии с разделом VII Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 июня 2022 года №2664 «О внесении изменений в приказ Минпромторга России от 13 февраля 2017 года №. N 401» изменяет правила подтверждения исполнителями гособоронзаказа обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запасов для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства.

В частности, утверждена новая редакция формы сводного расчета фактических расходов. В новой форме расчета расходы на приобретенные запасы по сырью и материалам объединены в одну строку.

Убран пункт 6, определяющий, что сумма необходимых расходов должна быть определена до заключения контракта.

Также появилось уточнение, что при заполнении расчета следует применять порядок определения состава затрат, утвержденный приказом Минпромторга от 8 февраля 2019 года.

Кроме того, в Госдуму внесен законопроект №87856-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу установления особенностей ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках государственного оборонного заказа)».

Указанный законопроект предлагает установить особенности ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках ГОЗ. Для этих целей ФЗ от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ дополняется главой 5.4 «Особенности ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного оборонного заказа».

Положения законопроекта направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе на решение вопросов диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.