РАПСИ продолжает серию интервью, посвященных проведению X Всероссийского съезда судей. Ранее о развитии судебной системы агентству рассказывали представители судейского сообщества – председатель Центрального районного суда Читы Виталий Горюнов, председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции Александр Ефанов. Сегодня об актуальных целях развития российской Фемиды с РАПСИ побеседовал Владимир Кулаков, ректор главной кузницы кадров российской судебной системы – Российского государственного университета правосудия.


Развитие административной юстиции

- Широко обсуждается сейчас необходимость дальнейшего развития административной юстиции. С этой целью высшей судебной инстанцией был инициирован ряд мер: приняты 3 федеральных закона о модернизации административного судопроизводства, готовятся и другие предложения? Какие ещё решения следует продумать?

- Перечисленные меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию административного судопроизводства в Российской Федерации. В то же время для  совершенствования административного судопроизводства дополнительно, на мой взгляд, необходимо привести в соответствие статьи 10, 18, 46, 118 Конституции РФ процедуры судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях, урегулированные главами 29, 30 КоАП РФ (данные процедуры должны учитывать процессуальную самостоятельность органов судебной власти от органов публичной администрации, а также конституционную обязанность судов обеспечивать права и свободы человека и гражданина правосудием, осуществляемым посредством административного судопроизводства). Кроме того, необходимо провести коренную ревизию и оптимизировать перечень административных наказаний, по которым объективно необходимо осуществление правосудия.

Снижение нагрузки на суды

- Каковы условия достижения одной из главных задач Российской Фемиды на сегодня – снижения нагрузки на суды?

- Для снижения судейской нагрузки, как показывает и мировой, и отечественный опыт, могут использоваться самые разнообразные методы: организационно-правовые, юрисдикционные; процессуальные, информационно-технологические и другие. 

Наиболее перспективными представляются следующие:

- изменение юрисдикции при рассмотрении отдельных категорий дел (по пути отказа от рассмотрения ряда дел административного характера и их передачи под юрисдикцию административных органов пошли ряд стран);

- проведение организационных мероприятий по оптимизации судебной системы (укрупнение судов за счет объединения малосоставных судов, перераспределение штатной численности судей, увеличение количества помощников судей и т.д.);

- упрощение процесса рассмотрения отдельных категорий дел, не представляющих значительной сложности (широкое внедрение различных видов приказного производства, подготовка описательно-мотивировочных частей судебных решений по отдельным категориям дел исключительно по ходатайству сторон и т.д.);

- внедрение механизмов оптимизации рабочего времени судей (в ряде стран оптимизация рабочего времени судьи осуществляется посредством современных технологий. Так, например, работает Ситуационный центр Верховного Суда Республики Казахстан. Один из блоков ситуационного центра контролирует работу канцелярий всех судов республики в части регистрации новой корреспонденции по автоматическому распределению дел и материалов. В случае перегруженности одних судов система автоматически изменяет подсудность и оптимизирует распределение нагрузки между судами. Специальные сервисы позволяют оптимизировать организацию рабочего времени судьи - при включении компьютера автоматически всплывает рабочий график судьи на текущий день (период) и т.д.).

- О положительном влиянии цифровизации на работу судебной системы говорят многие эксперты…

- IT - технологии в правосудии и судебном управлении, смарт-суды, искусственный интеллект, блокчейн в судебной деятельности стали реалиями в судебных системах многих стран мира. К числу сервисов, разработанных на основе искусственного интеллекта, способствующих оптимизации нагрузки на судебную систему можно отнести: поисковые системы; урегулирование споров в режиме онлайн; помощь в составлении документов; анализ (прогнозный, оценочный); чатботы для информирования сторон в судебном процессе или оказания им поддержки в ходе судебных разбирательств.

Урегулирование споров в режиме онлайн постоянно расширяется путем обращения в «электронный суд» в зарубежных странах уже разрешаются мелкие споры, ряд налоговых споров и разбирательства, связанные с социальным обеспечением или бракоразводным процессом. Кроме того, на электронных платформах разрабатываются инструменты для досудебного разрешения спора. Идея состоит в том, чтобы провести заявителей через автоматизированную диагностику спора путем постановки ряда вопросов, которые затем обрабатываются машиной, в результате чего появляются предложения по решению.

В Великобритании и США большинство гражданских дел рассматривается на онлайн платформах без явки сторон в суд с их асинхронным участием (каждый из участников обращается к платформе в любое удобное для него время), при этом примерно половина из этих споров рассматривается без человеческого участия. В Великобритании служба гражданского судопроизводства функционирует преимущественно в цифровом формате. Денежные и иные иски готовит специальная программа, помогая людям структурировать свои требования. Стороны участвуют в этом асинхронно, заходя на платформу тогда, когда им это удобно. Лаборатория «Киберюстиция» Монреаля объединяет различные этапы досудебного и судебного разбирательства в рамках компьютеризованного процесса урегулирования незначительных споров. В Нидерландах частные договоры медицинского страхования автоматически предусматривают возможность обращения к электронным платформам разрешения споров до возбуждения любого судебного иска.

Нужно, однако, иметь в виду то, что искусственный интеллект не должен подменять суд, а быть помощником. Важным направлением в применении искусственного интеллекта является создание сервисов, облегчающих составление судебных решений. По ключевым словам или фразам могут связываться различные источники, необходимые для принятия и обоснования решения (Конституции и конвенции, законы, судебная практика и теория права). В режиме онлайн могут быть сгенерированы отдельные шаблоны документов.

Кроме того, снизить нагрузку позволит развитие компромиссных и альтернативных способов разрешения юридических конфликтов.

Среди разнообразных видов альтернативных способов разрешения юридических конфликтов можно выделить следующие группы: 1) различные виды примирения и медиации; 2) досудебное освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (ввиду деятельного раскаяния, с применением мер административной ответственности, с выплатой штрафа, с передачей материалов в общественные суды); 3) условное освобождение от уголовной ответственности.

Не секрет, что следственные органы очень неохотно прекращают уголовные дела, например, в связи с примирением, перекладывая эту нагрузку на суды первой инстанции. Поэтому в уголовном судопроизводстве снижению судебной нагрузки может способствовать разработка досудебных примирительных процедур. Введение института медиации, досудебного примирения требует не только внесения соответствующих изменений в процессуальные правовые акты, но и решения целого ряда организационных вопросов, связанных с подготовкой медиаторов и обеспечением их деятельности. Также важным является и подготовка следователей, судей к процессуальному взаимодействию с новыми участниками процесса, которыми эти медиаторы могут стать.

Примирение и медиация — наиболее перспективное направление развития альтернативных мер. Содержанием деятельности по медиации и примирению во многих странах является заключение примирительных соглашений, которые содержит разнообразные обязательства и ограничения в интересах сторон. Эти условия, как правило, формируются в процессе переговоров.

В России также активно развиваются идеи судебного примирения. Законом №197-ФЗ от 26 июля 2019 года в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ введены новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №41 от 31 октября 2019 года был утвержден Регламент проведения судебного примирения.

Также следует развивать направление разрешения споров в негосударственных судебных органах (третейских судах, арбитражах, частных платформах по разрешению споров).

Так, например, споры, связанные с осуществлением электронной торговли, рассматриваются на платформах агрегаторов: АН baba, E-bay, Amazon и др. Эти гиганты имеют свои альтернативные негосударственные системы разрешения споров, которые функционируют на их электронных площадках. Фактически в этом случае электронное правосудие отправляют компании из частного сектора. Они ведут постоянный поиск технологических решений для того, чтобы 100% заинтересованных могли иметь доступ к правосудию из любого места в любое время и имели возможность зайти на данную электронную платформу.

Таким образом, следует признать, что процесс оптимизации нагрузки на судебную систему предполагает осуществление целого комплекса мер, важнейшими из которых являются: изменение юрисдикции при рассмотрении отдельных категорий дел; проведение организационных мероприятий по оптимизации судебной системы; упрощение процесса рассмотрения отдельных категорий дел, не представляющих значительной сложности; внедрение механизмов оптимизации рабочего времени судей; использование современных IT-технологий, а также возможностей искусственного интеллекта при осуществлении правосудия; развитие компромиссных и альтернативных способов разрешения юридических конфликтов; разрешение споров в негосударственных судебных органах.

Гуманизация на всех этапах судопроизводства

- Какие меры могли бы дополнить существующий комплекс решений по гуманизации российского правосудия?

- Гуманизация уголовного судопроизводства является проявлением очень важной тенденции - антропоцентричности правосудия, когда в центре внимания суда, а также прокурора, следователя находятся, в первую очередь, не публичные или ведомственные интересы, а интересы человека, в том числе конкретного участника правового конфликта. 

Важнейшее направление гуманизации - отказ от избыточного принуждения в ходе производства по уголовным делам. Это уже проявляется в смягчении уголовно-процессуальных норм применительно к уголовным делам об экономических преступлениях, введении судебного штрафа, расширении альтернативных заключению под стражу мер пресечения. Но этого на сегодняшний день явно недостаточно. К числу возможных мер по дальнейшей гуманизации уголовного судопроизводства можно отнести:

- формирование устойчивой судебной практики широкого применения альтернативных заключению под стражу мер пресечения (домашнего ареста, запрета определенных действий и др.) - в РГУП при обучении судей всех уровней этому вопросу уделяется значительное внимание;

- развитие компромиссных и альтернативных способов разрешения юридических конфликтов (различные виды примирения и медиации; досудебное освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (ввиду деятельного раскаяния, с применением мер административной ответственности, с выплатой штрафа; возможно после обсуждения и введение института условного освобождения от уголовной ответственности);

- формирование устойчивой практики досудебного прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести в случае возмещения вреда, причиненного преступлением. Так, например, одним из ключевых показателей эффективности работы следователя в Республике Беларусь является размер возмещения вреда обвиняемым потерпевшему в ходе досудебного производства. И белорусские следователи ориентированы не на то, чтобы направить в суд как можно большее количество уголовных дел, а на то, чтобы потерпевшим был возмещен в полном объеме причиненный преступлением вред.

- введение в российское уголовное судопроизводство максимально упрощенной формы досудебного расследования (по типу протокольного производства), которое будет применяться по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных в условиях очевидности. Такая форма может в перспективе применяться для расследования уголовных проступков, если соответствующий законопроект будет принят.

- Как вы оцениваете инициативу по введению уголовного проступка?

- Необходимо понимать, что в России, в отличие от многих иных государств, уголовное право и административное право исторически достаточно давно отделились друг от друга. Поэтому к уголовно наказуемым деяниям в отечественном уголовном праве всегда относились противоправные деяния с более высоким уровнем общественной опасности. Но стремительное развитие различных сфер общественной жизни, экономики в XXI в., появление новых видов преступлений закономерно вернули юристов к обсуждению вопроса дифференциации уголовно-наказуемых деяний. В рамках такого обсуждения и родилась идея введения уголовного проступка, оформленная Верховным Судом Российской Федерации в виде законопроекта, внесенного в 2021 году в Государственную Думу СФ РФ. Этот законопроект нацелен на решение сложнейшей задачи - обеспечение гуманизации как уголовных правовых актов, так и уголовного судопроизводства за счет отказа от избыточной уголовно-правовой репрессии и одновременно повышение эффективности судебного разбирательства за счет возможности упрощения отдельных судебных процедур. Такие законодательные изменения могут позитивно сказаться и на предпринимательской, инвестиционной деятельности, поскольку в этом направлении нередко очень сложно юридически правильно квалифицировать те или иные действия. Могут появиться и дополнительные возможности для прекращения уголовного преследования несовершеннолетних с перенесением акцентов с их уголовного наказания на перевоспитание и ресоциализацию. Но внесение таких принципиальных изменений в уголовные и уголовно-процессуальные правовые акты - непростой процесс, которые требует конструктивного, компетентного обсуждения и в этой связи не может быть реализован через принятие скорых решений. Но в целом данное направление является перспективным, требует проведения исследования и определения дополнительных направлений гуманизации уголовного процесса.

Развитие института присяжных заседателей

- Какие меры, по вашему мнению, были бы эффективны для увеличения явки кандидатов в присяжные заседатели?

- Наряду с уже принятыми мерами, направленными на решение проблемы, связанной с низкой явкой кандидатов в присяжные заседатели: повышение компенсационного вознаграждения, сокращение численности коллегии, в настоящее время все же актуально продолжить работу над увеличением материальных гарантий присяжных заседателей, ликвидировать запрет на повторное участие присяжного заседателя в течение календарного года. Это эффективный способ борьбы с неявкой кандидатов и сокращение сроков рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Параллельно с этими предложениями необходимо продолжать активно повышать уровень правовой культуры населения.

- Сейчас много рассуждают об оптимизации требований к присяжным заседателям - звучат мнения, например, что отбирать в «народные судьи» следует только граждан с юридическим образованием. Ваше мнение на этот счёт?

- Действительно, оптимизация требований к присяжным заседателям достаточно актуальна. В первую очередь, необходимо устранить противоречивость требований в статьях 3 и 7 ФЗ №113 «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации», привести их в соответствие с положениями Конституции РФ, исключив возможность участия в отборе коллегии представителей всех органов государственной власти. Требуется привести в соответствие и возрастной ценз, верхний предел которого в федеральных правовых актах не отличается постоянством (в статье 7 ФЗ №113–65 лет, в статье 326 части 7 УПК РФ - 60 лет). А решив вопрос с компетенцией присяжных заседателей и профессионального судьи, необходимость в отборе присяжных с юридическим образованием или по профессиональным критериям вообще не будет возникать. Я имею в виду процедуру по включению в вопросный лист не только вопросов факта, но и права (вопрос о виновности). Если вопрос о виновности отнести к компетенции профессионального судьи, а вопросы о событии деяния и причастности лица оставить в компетенции присяжных, баланс полномочий будет достигнут, а вероятность вынесения оправдательного вердикта при доказанности события деяния и причастности к нему лица, значительно снизится.

Упрочнение этических норм для судейского сообщества

- Дискуссионным вопросом остается разработка этических стандартов поведения судей в социальных сетях. Как, с вашей точки зрения, должны быть сформулированы этические стандарты поведения судей в соцсетях, чтобы они были понятны, корректны, выполнимы, но не ущемляли свобод самих служителей Фемиды, чья жизнь и так достаточно зарегулирована?

- Судья, обладающий особым статусом, должен поддерживать уверенность общества в его честности, неподкупности и объективности. В связи с этим, пользование судьями социальными сетями небезосновательно тревожит представителей судейского сообщества, порождая множество нерешенных вопросов этического характера. Неумелое использование отдельными судьями социальных сетей нарушает стандарты судейской этики, что в последствии негативным образом сказывается на отношении общества ко всему судейскому корпусу.

Следует полагать, что социальные сети могут выступать инструментом повышения уровня доверия граждан к суду и правосудию, путем формирования надлежащего внешнего образа компетентного современного судьи, объективного и независимого, но открытого и понятного для стороннего наблюдателя и общества, которому он служит. Отказ судейского сообщества от пользования соцсетями может вызвать обратный эффект.

В Российской Федерации нет правовых актов по использованию судьями социальных сетей. К моменту принятия этических документов соцсетей еще не существовало, и потому в Кодексе судейской этики 2012 года не встречаются термины и понятия, относительно социальных сетей, а также отсутствуют какие-либо рекомендации.

Вместе с тем, в 2019 году участники Глобальной сети честности и неподкупности судебных органов разработали Руководящие принципы по использованию судьями социальных сетей. Представляется, что принятие международных Руководящих принципов, научные исследования, а также неоднократные случаи привлечения судей к дисциплинарной ответственности за неэтичное поведение в социальных сетях в совокупности с многочисленными этическими запросами самих судей явились основанием для размышлений органов судейского сообщества о разработке руководящих документов для судей по использованию социальных сетей. Данная работа отвечает, как международным стандартам, так и потребностям судейского корпуса.

В ходе работы в указанном направлении 6 октября 2022 года на заседании Организационного комитета по подготовке и проведению X Всероссийского съезда судей были озвучены предложения рабочей группы по внесению изменений в Кодекс судейской этики относительно использования судьями информационно-телекоммуникационных технологий, включая социальные сети и иные способы телекоммуникации.

Развитие мировой юстиции

- Какие принципы, с вашей точки зрения, могли бы лечь в основу концепции развития мировой юстиции, создание которой обсуждается на протяжении последних лет?

- Поскольку мировые судьи в большей мере ориентированы на рассмотрение гражданских дел, рассмотрение ими уголовных дел ограничено. В последние годы наметилась тенденция по исключению из их подсудности определенных уголовных дел: связано это в том числе с тем, чтобы максимально разгрузить их от сложных категорий уголовных дел. Поэтому с позиции уголовного процесса здесь основной вопрос - это вопрос точечной корректировки подсудности по уголовным делам. Это непростой вопрос, и он требует системного решения. В частности, это касается рассмотрения дел частного обвинения, когда заявитель - частный обвинитель непосредственно обращается в суд, минуя органы уголовного преследования. В рамках этого производства есть ряд проблем. Эти проблемы активно изучаются и исследуются учеными и находятся на контроле в Верховном Суде Российской Федерации. При этом их разрешение должно быть не самостоятельным шагом, а одним из шагов в системной работе по введению примирительных досудебных процедур, декриминализации отдельных деяний, обсуждению введения судебного проступка и подобным инициативам.

Условия труда работников аппарата судов

- Одна из задач, которая сегодня стоит перед судебной системой – улучшение условий работы сотрудников аппаратов судов. Из-за низких зарплат и высокой нагрузки в аппаратах судов наблюдается сменяемость кадров. Невозможно одномоментно или в сжатые сроки повысить зарплаты всем администраторам судов, секретарям и помощникам судей. Какая система мотивации или предсказуемого карьерного роста могла бы повысить привлекательность работы в суде для квалифицированных специалистов?

- Аппарат суда призван всесторонне обеспечивать деятельность судей по осуществлению правосудия, подготовку и проведение судебных процессов, взаимодействие судебных инстанций, организацию исполнения судебных решений, связь суда с другими органами государственной власти, правоохранительными органами, муниципальными службами, средствами массовой информации.

Без своего аппарата ни один суд не сможет реализовать свои полномочия по осуществлению государственной власти. Однако наш законодатель, детально регламентировав статус судей, до сих пор не уделил должного внимания статусу работников аппарата суда, особенностям их профессиональной деятельности, которая во многом отлична от иных сфер государственной службы. Уже давно отмечается серьезный разрыв между высокой служебной нагрузкой у работников аппаратов судов, сложностью и важностью решаемых ими вопросов и уровнем оплаты их труда, что порождает сложности в привлечении и закреплении в судах высококвалифицированных специалистов и, безусловно, отражается на качестве всей судебной деятельности.

Для разрешения этой проблемы Верховный Суд РФ еще в 2017 году в порядке законодательной инициативы внес в Государственную Думу проект федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», в котором предлагается детально регламентировать порядок прохождения службы в аппарате суда, требования к его служащим, их полномочия, материальное и социальное обеспечение, систему подготовки кадров для судебной системы и формирование ее кадрового резерва. Однако до сих пор это законопроект не рассмотрен законодателем даже в первом чтении.

Также по непонятным причинам затормозилось рассмотрение Государственной Думой другой законодательной инициативы Верховного Суда РФ - об уточнении статуса администратора суда, который является сотрудником Судебного департамента, но фактически работает в суде и подчиняется его председателю. Законопроект предлагает включить администратора непосредственно в штат суда и наделить функциями руководителя его аппарата, что, как ожидается, уточнит правовое положение и полномочия администратора и повысит эффективность работы аппарата.

Возможно, предстоящий Всероссийский съезд судей ускорит разрешение этих вопросов и будет способствовать повышению престижа службы в аппаратах судов.