Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Судебный процесс по делу о немецко-фашистских зверствах в Орловской, Брянской и Бобруйской областях. Допрос свидетелей

Первой дает свои показания свидетельница В. Д. Пушкарева.

- 7 октября 1941 года, показывает она, - в поселок Навля ворвались немцы. Сразу же начался массовый грабеж и расстрелы. Такой же участи подверглась соседняя деревня. Свидетельница далее говорит о расстрелах советских военнопленных, о кровавых расправах фашистских бандитов над мирными жителями деревень и сел.

Свидетели – бывшие немецкие военнослужащие – Фукс, Бетке, Пфайфер и Кроль показывают суду о том, как немецкие оккупационные войска, подчиненные подсудимому Бернгарду, наводили «порядок и спокойствие». Часть, где служил Бетке, сожгла дотла 15 деревень и расстреляла сотни мирных советских людей.

О чудовищных злодеяниях гитлеровцев рассказывают суду малолетние свидетели 13-летние Иван Фомичев и Мария Гаридова.

Осенью 1942 года в районе Навли гитлеровцами было расстреляно из автоматов до 50 мирных жителей – женщин, стариков и детей. Лишь случайно удалось спастись взрослому и трем малолетним, в том числе и свидетелям. Свидетель Ваня Фомичев спасся тем, что его мать, упав, сраженная автоматной очередью, прикрыла его своим телом.

Председательствующий (обращаясь к подсудимому Бернгарду):

- Вы показывали, что действовали в связи с немецким военным уставом. Такие операции, о которых показывали свидетели Фомичев и Гаридова, предусматривались военными уставами германской армии?

Бернгард: Нет.

Председатель: Значит такие операции являлись выражением политики немецкого фашизма, преследующей истребление советского народа?

Бернгард: Так точно.

По ходатайству государственного обвинителя суд оглашает ряд имеющихся в деле документов – показания бывших военнослужащих германской армии, изобличающие подсудимых Бернгарда и Гаманна в зверском обращении с советскими военнопленными и мирным гражданским населением. Оглашенные документы изобличают также подсудимых в преднамеренном разрушении домов, зданий общественных и культурно-бытовых учреждений, промышленных предприятий в Брянске, Орле, Бобруйске и в районах Брянской, Орловской и Бобруйской областей.

Обращаясь к суду, государственный обвинитель, прокурор округа гвардии подполковник юстиции тов. Максимов говорит:

- С исчерпывающей полнотой вы рассмотрели все доказательства, изобличающие подсудимых Бернгарда, Гаманна, Штайна и Лемлера, совершивших на нашей земле чудовищные злодеяния. Виновность всех подсудимых доказана полностью. Ответственность за подобные злодеяния предусмотрена статьей 1-й Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года.

Чудовищные злодеяния, совершенные подсудимыми, лишают их права жить среди людей. Их место только на висилице!

Последнее слово подсудимых

Подсудимые Штайн и Лемлер, признавая себя виновными в предъявленных им преступлениях, просят суд о снисхождении.

Подсудимый Гаманн в своем последнем слове пытался, как и на судебном следствии, всю ответственность за злодеяния немецких оккупантов возложить на верховное командование германской армии. Обращаясь к Трибуналу, Гаманн просит учесть, что он не является национал-социалистом.

Подсудимый Бернгард, признавая, что он не может не нести ответственности за совершение гитлеровцами зверства, просит Трибунал учесть, что за эти злодеяния, совершенные немецкой армией против советского и других народов, в первую очередь должны нести ответственность главные военные преступники в лице Гитлера, Геринга, Гиммлера и других.

По окончании последних слов подсудимых суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Приговор

Брянск, 30 декабря. В 11 часов утра председательствующий – Председатель Военного Трибунала генерал-майор юстиции А. М. Микляев огласил приговор.

Военный Трибунал Округа установил виновность каждого из подсудимых в следующем:

Бернгард и Гаманн в период 1942-1944 годов на территории Орловской, Брянской и Бобруйской областей, попирая установленные международным правом правила ведения войны, установили для населения режим кровавого террора, подвергали мирных советских граждан и военнопленных массовому истреблению и истязанию, угоняли советских людей в немецкое рабство, разрушали города и населенные пункты, грабили и уничтожали имущество, принадлежавшее государству, колхозам, общественным организациям и советским гражданам. Штайн и Лемлер, находясь в составе частей германской армии, непосредственно принимали участие в массовом убийстве советских граждан и в разрушении населенных пунктов, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. I Указа Президиума Верховного Совета Союза СССР от 19 апреля 1943 года.

Руководствуясь ст. 4 УК РСФСР и ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР и учитывая степень виновности каждого, Военный Трибунал приговорил: Бернгард Фридриха-Густава, Гаманн Адольфа и Лемлер Мартина-Адольфа – к смертной казни через повешение, Штайн Карла-Теодора – к 20 годам каторжных работ.

Приговор приведен в исполнение 30 декабря в 15 часов на городской площади.

(Гудок, 28, 30 декабря 1945 г., 1 января 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены