Проведение специальной военной операции оказывает беспрецедентное влияние на экономическую сферу в России – причем не только негативного, но и в не меньшей степени позитивного характера.
С одной стороны, разрываются или не исполняются международные контракты, недружественные страны сыплют санкциями, компании с иностранным капиталом уходят из России, в частности из-за сложностей с поставками. С другой стороны, международная напряженность не только дала импульс развитию российского бизнеса и промышленности, но и стала лакмусовой бумагой для проверки добропорядочности зарубежных партнеров – в условиях кризиса строгое соблюдение правовой чистоты на рынке и в производственных отношениях начинает играть роль государственной значимости.
В преддверии подведения итогов года РАПСИ диагностировала правовой характер взаимоотношений иностранных инвесторов с российским бизнесом за последние месяцы.
Российская компания с иностранным «нутром»
С даты начала СВО наибольший резонанс в средствах массовой информации вызывали и вызывают новости об уходе той или иной компании с рынка. Общество также достаточно ярко реагировало на появление таких новостей, однако со временем реакция поутихла.
Это в большей степени обусловлено тем, что люди не заметили существенного влияния на их жизнь ухода того или иного бренда. Более того, пик ухода компаний с российского рынка пришелся на первые месяцы после начала СВО. Так, в мае текущего года ушли сеть «Макдоналдс» и сеть кофеен Starbucks. На официальном сайте ООО «ИКЕА ДОМ» размещена информация о ликвидации компании. Однако теперь многие компании изыскивают варианты закрепиться в России.
Но если закрытие сети кофеен или мебельного концерна неприятно, но не критично для общества и экономики, то выбывание компаний, являющихся системообразующими, исполнителями государственных контрактов и прочих стратегически значимых предприятий и организаций ощущается уже совсем по-другому. Помимо сокращения рабочих мест, и как следствие уменьшения налоговых потоков, уход подобных компаний влияет на всю экономику страны в целом, а в части предприятий, являющихся исполнителями по гособоронзаказу, ещё и на обороноспособность страны.
Наличие иностранных акционеров в российской компании чревато и множеством других рисков, таких как вывод прибыли компании за рубеж в виде выплаты дивидендов, одобрение сделок, явно убыточных для компании, создание препятствий в работе и прочее. Логично, что именно компании с иностранным капиталом входят сейчас в сферу повышенного внимания со стороны государства.
Помимо компаний с иностранным капиталом, также необходимо сказать и о неакционерных формах контроля российских компаний из-за границы. Речь идет о корпорациях, которые предоставляют местным компаниям свои технологии, ноу-хау, товарные знаки и прочее на основе лицензионных соглашений или договоров коммерческой концессии (франчайзинга).
Отозвать франшизу не так-то просто с точки зрения права. Так, по франшизе в России работает сеть ресторанов быстрого питания Burger King. Как заявлял президент компании Restaurant Brands International (RBI) Дэвид Шир, сеть ресторанов хотела бы немедленно прекратить работу в России в тренде ухода иностранного фастфуда, но не может этого сделать из-за соглашений о франшизе. Вместе с тем, утрата франшизы для таких российских компаний является синонимом потери бизнеса, что дает правообладателю возможность во многом диктовать свои условия ее пользователю.
Кроме того, не нужно забывать, что это возмездные сделки, а значит, денежные средства, составляющие доход правообладателя в виде лицензионных платежей или вознаграждения по договору коммерческой концессии, выводятся из страны.
Внешнее управление – это национализация?
Внимание властей к таким компаниям выразилось в разработке и внесении в Госдуму законопроекта № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией».
Напомним, что данный законопроект был внесен в целях защиты национальных интересов России, в том числе обеспечения безопасности государства и финансовой стабильности, а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества. Проектом закона предлагается механизм назначения внешней администрации по управлению организациями, имеющими существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ в целом или в отдельном субъекте РФ, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).
Эксперты неоднозначно высказываются относительно как законопроекта в целом, так и отдельных его положений. При обсуждении проекта часто слышны слова о национализации, однако, законопроект не подразумевает изменение статуса компании с частного на государственный, т.е. активы компании не затрагиваются, а речь идет только об управлении, которое позволит компании продолжить деятельность на территории России.
Другой вопрос, каким будет это управление и кто получит его бразды. Однако, бесспорно – оставить данный вопрос вообще без внимания нельзя, так как это может иметь прямое влияние на снижение национальной безопасности.
Отметим, что некоторые компании идут на выкуп своих активов самостоятельно. Так, Минпромторгом в мае было заявлено, что российские активы группы Renault переходят в государственную собственность. На сегодняшний день в Едином государственном реестре юридических лиц значится информация о единственном акционере - компании ООО «Центр развития технологий», которое через АО «Особая экономическая зона «Зеленоград» контролируется департаментом имущества Москвы. Наименование общества было изменено на АО «Московский автомобильный завод Москвич».
Проблемы отечественных компаний
Говоря об отечественных компаниях, мы подразумеваем компании, в которых отсутствует иностранный капитал. Безусловно, они также столкнулись со множеством трудностей на фоне проведения СВО и, ставших ее последствием, экономических санкций.
К наиболее часто возникающим проблемам относят невозможность закупить необходимые материалы/детали/ресурсы иностранного производства, в связи с чем приходится налаживать новые торговые связи и логистические цепочки, резкий рост закупочных цен, невозможность проведения расчетов в иностранной валюте, снижение спроса и так далее. Бизнес не остался с этими проблемами один на один - преодолевать их помогает государство, однако найти новые точки роста в подобных условиях действительно достаточно трудно.
Надо отметить, что помимо общих для бизнеса сложностей, подобных описанным выше, некоторые отечественные компании сталкиваются с проблемами куда более специфическими и опасными.
Так, например, российская компания ООО «ЛТК «Свободный Сокол» была вовлечена в судебный спор своим бывшим участником - кипрской компанией «Фэдокс Трейдинг Лимитед». Фабула дела заключается в том, что в октябре 2021 года «Фэдокс Трейдинг Лимитед» вышла из состава участников ООО «ЛТК «Свободный Сокол», продав свою долю (60%) в уставном капитале общества физическому лицу-резиденту РФ. В результате этой сделки ООО «ЛТК «Свободный Сокол» стало полностью отечественной компанией, 100% уставного капитала которой принадлежало резидентам РФ.
Изменения в составе участников общества оказало позитивное влияние на его финансовое состояние: за этот год прибыль и экономические показатели ООО «ЛТК «Свободный Сокол» существенно выросли.
При этом необходимо отметить, что ООО «ЛТК «Свободный Сокол» является не только системообразующим предприятием России, но и поставляет трубы для строительства водоводов в Крыму и активнейшим образом участвует в восстановлении инфраструктуры Донбасса. Вероятно, именно эти два фактора побудили директора «Фэдокс Трейдинг Лимитед» - гражданку Литвы Вайду Нармонтайте инициировать судебное разбирательство по оспариванию вышеуказанной сделки купли-продажи доли в уставном капитале ООО «ЛТК «Свободный Сокол». По мнению экспертов, целью этих действий Нармонтайте является возврат общества под ее контроль и дальнейшее его банкротство.
Юридическая сторона дела не вызывает никаких сомнений, поскольку данная сделка по отчуждению доли в уставном капитале ООО «ЛТК «Свободный Сокол» одобрена собственником Компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед» Компанией «Шатель», то есть решение об отчуждении доли в уставном капитале компании было принято не единолично директором, но еще и собственником Компании. Все подписи удостоверены в соответствии с Кипрским законодательством, удостоверяющим и окружным офицерами, апостилированы, то есть легализованы для применения на территории РФ. Все документы происходят с территории Республики Кипр и соответствует всем законам данной страны. Собственно, и рассматриваться любые спорные вопросы должны на территории Кипра, но никак не Российской Федерации. Но эта ситуация интересна не только и не столько в контексте права, сколько с точки зрения национальной безопасности России.
В данном ключе стоит отметить информацию, предоставленную на XVIII Конференции Председателей верховных судов стран АТР председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым, который сказал, что информацией, размещенной на сайте ВС РФ, воспользовались более 15 миллионов граждан, при этом более 3 миллионов запросов поступили с территории иностранных государств. Остается только догадываться для каких целей и за какой информацией лица, проживающие за границей, так активно используют банк судебных данных. Вместе с тем, в контексте дела ООО «ЛТК «Свободный Сокол», эта информация вызывает некоторую тревогу.
Отказываться от иностранных инвестиций в российские компании нелогично и экономически необоснованно, однако стратегические сферы жизни страны и ее населения должны быть защищены от всех тех рисков, которые несут с тобой такие инвестиции.