Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР*.
Отчет о выполнении приказа по батальону от 22 сентября 1942 г. об уничтожении деревни Заблоце
Пельс, капитан и командир роты.
Рота получила задание уничтожить расположенную к северо-востоку от Мокран деревню Заблоце и расстрелять население. К роте были прикомандированы: взвод из 9-й роты и 10 человек танкового подразделения 10-го полка. 22 сентября 1942 г. около 18-00 1, 2 и 3-й взводы достигли на своих машинах западного выхода Мокран; здесь к роте присоединились также силы, присланные для подкрепления. После краткого разъяснения обстановки и распределения сил, в 23-00, рота выступила в направлении Заблоце. Специально мобилизованные для этого дела 93 крестьянские подводы были оставлены вплоть до дальнейших распоряжений у входа в деревню под охраной команды силой 1/4.
23 сентября 1942 г. около 2-00 достигли первых, отдельно стоящих дворов деревни Заблоце. В то время как главные силы двинулись дальше в глубь деревни, к местам оцепления, отдельные дворы были окружены одной командой и проживающие в них лица выведены оттуда.
До входа в саму деревню было, таким образом, задержано около 25 мужчин и женщин. Живущему также на хуторе старосте приказано было в 5-00 находиться у входа в деревню, у командира роты. К этому времени все внешнее оцепление было совершено без особых происшествий.
Под руководством деревенского старосты все жители деревни были согнаны в школу, в то время как одна команда была тотчас же послана в выселки, расположенные в 7 километрах от деревни с тем, чтобы забрать население. Прибывшая тем временем охрана после тщательной проверки освободила 5 семей этой деревни. Все остальные были разделены на 3 группы и расстреляны на месте казни, которое было тем временем приготовлено мужским населением деревни. Казнь была произведена планомерно и без особых происшествий, если не считать одной попытки к бегству. Большинство жителей деревни спокойно шло навстречу вполне заслуженной ими судьбе, которая вследствие их нечистой совести на являлась для них неожиданностью. Казнь была закончена около 12-00.
Здание школы было оборудовано под временный командный пункт и под жилье. После того как высланные дозоры еще раз обыскали все здания деревни с целью выяснить, нет ли там людей, наружное оцепление было снято и началась очистка хуторов. После вторичного обыска было обнаружено 5 человек, они были извлечены из своих убежищ и тут же на месте расстреляны. Подтянутые тем временем крестьянские подводы отвезли весь живой и мертвый инвентарь под конвоем в Мокраны, в государственное поместье. Необходимый хлеб был сложен у южного входа деревни. Эвакуация дворов, отправка имущества, а также угон скота были закончены 27 сентября к 10-30, так что среди дня уже можно было приступить к сожжению дворов. Выселки и стоящие отдельно дворы поджигались тотчас же после обысков. 27 сентября в 12-30 рота, за исключением одного взвода, который был оставлен в качестве охраны около склада с хлебом у южного входа деревни, отошла вместе с подкреплением в направлении к Мокраны.
Результаты операции следующие: расстреляно 289 человек, сожжен 151 двор, угнано 700 голов скота, 400 свиней, 400 овец и 70 лошадей. Вывезено хлеба: 300 двойных центнеров обмолоченного и 500 двойных центнеров необмолоченного. Конфисковано около 150 сельскохозяйственных машин (ручной привод) и многочисленная утварь.
3-й батальон 15-го полицейского полка.
Кобрин, 30 сентября 1942 г.
(ОГИЗ государственное издательство политической литературы 1945 г. Сборника документов о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков на советской территории, выпуск 2)
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены