МОСКВА, 2 ноя — РАПСИ. Кибермошенники используют психологические методики нового вида, которые еще предстоит научно объяснить, поскольку они не являются общеизвестными типами гипноза или нейролингвистическим программированием, заявила член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.
«В рамках звонков выясняется общий психологический профиль потенциальной жертвы. Он в дальнейшем обрабатывается с использованием новейших психиатрических и психологических методик. В этой части надо говорить уже о том, что традиционные НЛП и гипноз в данной части не действуют; используются другие, более совершенные механизмы, выявить закономерности которых нам только предстоит.
А далее люди попадают в различные профили, и на основании этих профилей начинается работа с ними. В отдельных случаях в отношении них совершаются мошенничества, в других случаях этот профиль очень удобно используется преступниками для вовлечения в совершение преступлений, в том числе экстремистской и террористической направленности», — указала Сидоренко.
Профессор подчеркивает важность цифровой гигиены, которой зачастую пренебрегают жертвы мошенничества. Аналитическое мышление и общее понимание процессов, которые происходят в цифровом мире, должны помочь разобраться с конкретным случаем, поскольку преступники стараются идти впереди общеизвестных и обыденных кейсов.
Трендом телефонного мошенничества последних лет является централизация, которая ранее была не свойственна такой категории преступлений, отмечает профессор.
«Огромные дата-центры, расположенные в Днепропетровске и в других городах Украины, работают интенсивно и целенаправленно в отношении граждан России. Если ранее хакеры действовали самостоятельно и в большинстве своем были космополитами, ориентированными в целом на создание децентрализованного общества, то сегодня мы наблюдаем достаточно четкую, целенаправленную и централизованно организованную работу с использованием иностранных разведок. Сегодня многие иностранные разведки напрямую заключают контракты с крупными хакерскими компаниями для того, чтобы в последующем ими совершались такого рода деяния», — резюмировала Сидоренко.