МОСКВА, 10 июл – РАПСИ. Конкурсный управляющий ОАО «Тверские коммунальные системы» (ТКС) подал иск в арбитражный суд Ярославской области о привлечении ОАО «ТГК-2» (единственный акционер ТКС) и экс-гендиректора ТКС Дмитрия Морозова к субсидиарной ответственности по обязательствам ТКС в размере 4,3 миллиарда рублей, сообщили в четверг РАПСИ в суде.
Судебное заседание назначено на 30 сентября.
Заявление управляющего ТКС Георгия Бусыгина подано в рамках дела о банкротстве компании. Доводы конкурсного управляющего основаны на проведенном с привлечением независимых экспертов анализе хозяйственной деятельности компании. По мнению экспертов, ведение бизнеса было организовано контролирующими должника лицами таким образом, что ликвидные активы и прибыль оставались в распоряжении акционера, а убытки увеличивали несостоятельность ТКС.
Ранее следственное управление УМВД РФ по Тверской области возбудило уголовное дело против неопределенного круга лиц из числа руководства ТГК-2 по факту преднамеренного банкротства ТКС.
Управляющий полагает, что банкротство ТКС стало следствием обязательных указаний и действий ТГК-2, которая является владельцем 100% голосующих акций ТКС. По информации управляющего, ТКС вело основную деятельность через посредников (реализация электрической и тепловой энергии), что лишило компанию возможности влиять на должников и получать сумму задолженности на свой счет в полном объеме. Также он обратил внимание на то, что акционер давал указания о привлечении подрядчиков/поставщиков без проведения процедуры конкурсного отбора и учета возможности снижения размера затрат.
Акционер, по информации Бусыгина, лишил ТКС возможности руководить выбором контрагентов, а также лишил потенциальной возможности погашения долга за счет имущества, при эксплуатации которого должником была накоплена кредиторская задолженность. Указанные факты являются следствием исполнения ТКС указаний акционера, отмечается в заявлении.
Совокупность изложенных обстоятельств в отношении действий ТГК-2 и ее бывшего руководителя подтверждает, по мнению управляющего, что акционер не только предпринимал действия, ухудшающие положение ТКС, но и не осуществлял действий по предупреждению банкротства.
Вместо этого, по словам Бусыгина, акционер способствовал выводу из ТКС активов, лишал компанию возможности управлять собственной производственной деятельностью и выполнять ряд функций, приносивших ТКС основной доход. Размер кредиторской задолженности, сформированной на дату признания ТКС банкротом, составил 4,29 миллиарда рублей.
Об эффективности привлечения экс-руководства банкрота к ответственности
Специалисты, опрошенные РАПСИ, считают, что подача в суд заявления о привлечении по долгам банкрота его основных акционеров и бывших руководителей является эффективным и практически единственным способом вернуть долги компании.
Институт привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника-банкрота является одним из наиболее динамично развивающихся в сфере правового регулирования вопросов несостоятельности, заявил адвокат юрфирмы ЮСТ Василий Раудин.
Однако он отметил, что существуют проблемы, обусловленные сложностью доказывания отдельных имеющих значение для дела обстоятельств. Кроме того, за последние пять лет правовое регулирование привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности несколько раз претерпевало существенные изменения. Динамика развития регулирования вопросов субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц позволяет, по мнению Раудина, надеяться на то, что суды будут занимать более лояльную позицию в отношении рассмотрения соответствующих заявлений.
Если эксперты смогли дать заключение, что в результате определенных действий у контролирующих должника лиц наступило банкротство, то есть основания привлечь виновных контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Такое мнение высказала партнер Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Майя Чудутова. Она обратила внимание на эффективность такого рода действий управляющего, заметив, что уже достаточно много судебной практики по привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков с руководителей должника.
Адвокат коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» Ольга Бенедская считает, что возмещение убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица, является закономерным процессом, так как те, кто обладают фактическим корпоративным контролем над компанией, должны нести ответственность за принимаемые ими бизнес-решения. Такой способ защиты интересов кредиторов в последнее время, по мнению адвоката, становится все более эффективным.
Эксперт напомнила, что законодатель и высшие судебные инстанции уже давно делают шаги в направлении наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. Сначала были внесены изменения в закон о банкротстве, затем было принято постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». По словам Бенедской, с момента появления этого постановления количество дел о привлечении руководителей и контролирующих лиц к субсидиарной ответственности значительно увеличилось, как увеличилось и количество положительных решений по таким делам.
Помимо возможности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве не нужно, по словам адвоката, забывать и о возможности уголовной ответственности бывших руководителей должников.