МОСКВА, 10 апр – РАПСИ, Наталья Белова. Верховный суд РФ отказал в пересмотре судебных актов, согласно которым был удовлетворен иск Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) о взыскании с основателя "Макси-групп" Николая Максимова 7,3 миллиарда рублей аванса, выплаченного предприятием за 50% и одну акцию "Макси-групп", говорится в материалах суда.

Таким образом, ВС РФ отказал Николаю Максимову в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Арбитражный суд Москвы в феврале 2014 года признал недействительным соглашение о продаже этого пакета акций, при этом суд своим решением отклонил требования НЛМК о взыскании с Максимова 5,4 миллиарда рублей неосновательного обогащения. Оба требования рассматривались в одном производстве.

Суд первой инстанции  поддержал доводы истца о недобросовестном поведении Максимова при заключении сделки, сокрытии им существенных обстоятельств, зная о которых, НЛМК мог бы отказаться от ее заключения. Апелляционная и кассационная инстанции оставили в силе решение суда.

ВС РФ в определении отметил, что оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется. Суды пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительным соглашения от 22 ноября 2007 года о купле-продаже акций общества, заключенного между Максимовым и НЛМК. Довод Максимова о неверном определении судами начала течения срока исковой давности по заявленному требованию получил правовую оценку судами нижестоящих инстанций. Приводимые заявителем в кассационной жалобе доводы о сроке давности относятся к фактическим обстоятельствам, полномочиями по исследованию и установлению которых ВС РФ не наделен.

Серия судебных разбирательств между НЛМК и Максимовым началась после того, как комбинат в декабре 2007 года приобрел 50% и одну акцию компании "Макси-групп", которая объединяла ряд предприятий, от заготовки и переработки лома до выпуска стали и проката строительного назначения. Приобретение пакета состоялось на основании соглашения, которое не устанавливало его фиксированную цену. Окончательный расчет стороны отложили до завершения финансовой и юридической проверки компаний, входящих в "Макси-групп".

Максимов ранее заявлял, что проданный им пакет акций стоил около 23 миллиардов рублей. По мнению НЛМК, "Макси-групп" на момент сделки была фактически несостоятельной, и сделка со стороны покупателя была осуществлена под влиянием заблуждения.

Конфликт между сторонами разбирал также Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате России. В 2011 году МКАС по иску Максимова решил взыскать с НЛМК около 9,5 миллиарда рублей, а во встречном иске к Максимову на 5,9 миллиарда рублей отказал. Однако это решение было отменено государственными арбитражными судами.