МОСКВА, 7 дек – РАПСИ. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрит 12 января 2016 года жалобы Universal Music Russia и Warner Music UK на решения арбитража Санкт-Петербурга и Ленобласти по спорам с ООО «ВКонтакте» (владелец одноименной социальной сети) о защите своих исключительных прав на фонограммы и компенсации понесенного ущерба, говорится в определениях суда.

Также суд рассмотрит жалобы «ВКонтакте» по этим спорам. Истцы (компании) и ответчик (социальная сеть) обжаловали в апелляционном суде решения первой инстанции от 5 октября.

Эти споры рассматриваются судами в закрытом режиме.

По информации Mail.ru Group, «суд установил статус «ВКонтакте» как добросовестного информационного посредника, который не занимается продажей фонограмм и не получает от этого прибыли». Суд констатировал наличие у социальной сети превентивных мер в целях защиты прав правообладателей, а также подтвердил наличие и фактическую работу технологии акустического отпечатка, говорится в сообщении. «Более того, суд посчитал, что действия истцов не были направлены на эффективное пресечение нарушений их прав, поскольку истцами не было предоставлено возможности выполнить поданное ими же заявление о нарушении. В то же время, ответчик добросовестно пресек нарушения, как только это стало возможно - доказано, что повторная загрузка спорных фонограмм невозможна, а также продемонстрировал готовность к сотрудничеству», - отмечается также в сообщении.

Кроме того, по информации Mail.Ru Group, суд сделал вывод, что «ВКонтакте» не знал и не должен был знать о неправомерности использования фонограмм на сайте до надлежащего обращения, а истцы при обращении не только не представили доказательств правообладания, но и не идентифицировали нарушения.

Истцы поясняют решения

Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) сообщила, что арбитражи удовлетворили требование истцов к «ВКонтакте» о внедрении эффективной технологии фильтрации контента для предотвращения нарушения авторских прав этих звукозаписывающих компаний.

По мнению международной федерации, «распоряжение, вынесенное арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является знаковым, и его исполнение улучшит условия, необходимые для развития лицензионного музыкального рынка в России». Суд удовлетворил требование звукозаписывающих компаний обязать «ВКонтакте» создать эффективную систему, которая исключала бы, по мнению федерации, возможность загрузки пиратского аудиоконтента на сайт. Это означает, что сеть должна удалить все нелегальные треки, принадлежащие компаниям, и предотвратить их появление на сервисе в будущем, отмечается в сообщении.

В пресс-релизе приводятся слова исполнительного директора IFPI Франсис Мур, которая «положительно отозвалась о решении суда: это очень важное и позитивное решение для российского музыкального рынка и авторов музыки в России. Нарушающий их права музыкальный сервис «ВКонтакте» был препятствием для развития лицензионного бизнеса в России, предоставляя доступ более 70 миллионам пользователям в день к сотням тысяч пиратских треков». Исполнительный директор ожидает от «ВКонтакте» «исполнения судебного решения и рассчитывает, что социальная сеть положит конец существующим на данный момент нарушениям авторских прав».

Арбитраж 27 июля утвердил мировое соглашение по аналогичному иску Sony Music Russia к ООО «ВКонтакте» на 15,6 миллиона рублей.

По информации деловых СМИ, это первый музыкальный мейджор, с которым «ВКонтакте» удалось договориться. Помирившись, Sony Music и «ВКонтакте» договорились о легализации музыки в социальной сети. Правда, соглашение подписано не с самой «ВКонтакте» и не с ее основным акционером Mail.ru Group, а с United Music Agency (UMA) Олега Бутенко, бывшего гендиректора «Мегалабса» («дочки» «Мегафона», который, как и Mail.ru Group, контролируется USM Holding Алишера Усманова), отмечают СМИ.

По данным источника СМИ, «ВКонтакте» будет постепенно модернизировать свой музыкальный сервис - введет платные элементы. В мобильных устройствах музыка будет доступна только по платной подписке, а на компьютерах пользователи смогут слушать музыку и бесплатно, но будут обязаны смотреть рекламу.