МОСКВА, 27 июн — РАПСИ. Арбитражный суд Москвы в очередной раз отложил на 17 октября рассмотрение иска ОАО «Российские железные дороги» к Российской Федерации в лице Министерств финансов и труда и социальной защиты о взыскании более 7 миллиардов рублей, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
В иске компания просит взыскать убытки за перевозку льготных категорий граждан в 2009 году. Суд отложил рассмотрение дела по ходатайству истца. Как ранее заявлял представитель компании, они надеются миром урегулировать этот спор и в настоящее время по этому вопросу ведется переписка с Правительством РФ. В понедельник представитель РЖД заявил, что они направили в Минтранс предложение по выработке механизмов возмещения расходов.
В производстве суда находится еще один иск РЖД о взыскании с РФ в лице Минфина 1,74 миллиарда рублей за перевозку льготников пригородными поездами в 2010 году. Это дело суд неоднократно уже откладывал для внесудебного урегулирования спора.
Кроме того, в ноябре «дочка» РЖД - АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — подала еще один иск к РФ в лице Минфина о взыскании более 7,4 миллиарда рублей убытков.
РЖД, ФПК и ее филиалы в разных регионах часто судятся с Минфином РФ по поводу выпадающих доходов из-за перевозки различных категорий льготников. Самый крупный иск такого рода ФПК подала в столичный арбитраж в августе 2013 года. Компания требовала компенсировать ей убытки за 2011 год в размере почти 9 миллиардов рублей, возникшие от пассажироперевозок в плацкартных и общих вагонах дальнего следования по регулируемым тарифам, установленным государством.
ФПК заявила в суде, что регулируемые тарифы установлены ниже экономически обоснованного уровня, из-за чего ее потери в доходах превысили 38 миллиардов рублей. При этом, в соответствии с договором между ФПК и Росжелдором, компании было возмещено только более 29 миллиардов рублей. ФПК требовала возместить оставшуюся часть потерь — около 8,97 миллиарда рублей.
Арбитраж Москвы согласился с доводами истца о том, что государство обязано возмещать перевозчику 100% потерь, возникших из-за предоставленных им льгот и преимуществ по провозной плате, и в 2014 году удовлетворил иск.
Однако вышестоящие инстанции это решение не поддержали. Так, арбитражный суд Московского округа указал, что установление государством предельных цен является методом регулирования деятельности естественных монополий, а не предоставлением льгот и преимуществ каким-либо категориям потребителей. Соответственно, субсидии перевозчику на компенсацию потерь, возникающих в результате госрегулирования тарифов, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, а не являются компенсацией убытков от предоставления льгот, отметил окружной суд. Верховный суд РФ в феврале 2015 года с таким подходом согласился.