Декан Высшей Школы Правоведения ИГСУ РАНХИГС Олег Зайцев на площадке XI Международного Петербургского юридического форума рассказал РАПСИ о том, как вузы формируют запросы в сфере цифрового права и как в РАНХИГС расшифровывают аббревиатуру ПРОФИТ. 


Хочу вернуться к теме подготовки специалистов в области правового регулирования цифры и кибербезопасности. Расскажите, что изменилось за год, как работают ваши программы в этом направлении? И есть ли желание у студентов развиваться в этой сфере?

Год стал на одну единичку больше. Вот она цифра, с которой всё и начинается.

Я считаю, что главные изменения, которые произошли у нас в академии с точки зрения преподавания, с точки зрения востребованности программы, о которой я скажу чуть позже, это количество абитуриентов и студентов, которые на нашу программу пришли. Их число за последний год увеличилось в два раза.

Что это за программа: правовое обеспечение финансовых технологий, сокращённо мы ее называем ПРОФИТ. В моём понимании, хорошее и говорящее название. Особенно для юристов, для тех специалистов, которых мы готовим в области цифровизации. Хотя программа называется с упором на финансовые технологии, но её содержание как раз говорит нам о том, что всё-таки сейчас технологически без цифровизации, без автоматизации деятельности юриспруденция развиваться не может. В рамках этой программы у нас примерно 70% общеюридических дисциплин. Мы не отходим от тех стандартов, которые есть в нашей стране и в академии, но программу мы дополнили примерно ещё 20% экономических дисциплин и остаток – дисциплины в сфере информационных технологий. И самое интересное, что происходит в рамках этой программы, это к третьему-четвёртому курсу смешение юридического содержания, экономического, ну и, соответственно, технологического содержания. Выходим на очень интересные дисциплины, которые позволяют, наверное, говорить о том, что наши студенты и выпускники будут востребованы в сфере высокотехнологичных финансов и в сфере высокотехнологичной юриспруденции. 

Актуальность цифрового права и количество студентов, готовых этой темой заниматься, с каждым днем только возрастает. А есть ли какие-то интересные программы у вас в академии для уже готовых специалистов по праву, готовых совершенствоваться в области цифровой трансформации? 

С этой точки зрения, я считаю, прежде всего речь идет о программах дополнительного профессионального образования. Такие программы у нас есть, мы их предлагаем, работаем с коллегами. Считаю большим достижением то, что мы часто формируем конкретный запрос. Мы интересуемся у заказчика, что конкретно интересует, формируем список тем, подбираем спикеров. Это дает соответствующий прирост и в рамках высшего образования. Мы начинаем работать в рамках дополнительного образования, потом, не без скромности, но с удовольствием скажу о том, что коллегам нравится с нами работать, и очень часто они остаются с нами и в рамках высшего образования, несут цифровую юриспруденцию нашим детям.

Пару слов про популяризацию цифрового права. Скажите, пожалуйста, за последний год видите ли вы возросший интерес к этой теме со стороны прессы? Вырос ли информационный поток по теме цифрового права?

Конечно, он вырос. Наверное, главным мерилом, которое есть в бытовом смысле, являются социальные сети. Конечно, я надеюсь, что РАПСИ следит за моими лайками, когда я нажимаю, теперь я могу сказать, что я делаю это каждый раз, когда я захожу в VK. Ну пару-тройку раз в неделю я там точно бываю, значит одно-два мероприятия в неделю я точно вижу, которые происходят в сфере популяризации цифрового права. Поэтому очевидно, что проект развивается, проект движется. Мне кажется, это хорошая возможность для того, чтобы говорить со студентами, говорить с профессиональным юридическим сообществом о тех новых вызовах, с которыми сталкиваются юриспруденция и тем направлениям, куда движется наше право.