Связывающие IT и юриспруденцию технологии способны стать востребованными и популярными, в случае, если они станут более адаптивными для обычных пользователей, заявил в Открытой студии РАПСИ проректор по инновационному научно-технологическому развитию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Вайпан. 


Добрый день, Виктор Алексеевич. Насколько я знаю, одна из главных тем ваших научных изысканий это — смарт-контракт. Скажите, пожалуйста, эта технология вроде как была на пике хайпа, но сейчас почему-то перестала быть столь популярной. Она плотно вошла в нашу жизнь?

- Действительно, смарт-контракт в первое время — это были 2017-2018 годы, когда мы начали заниматься созданием новой регуляторной среды, был новым явлением, которое быстро и активно внедрялось в юридическую практику. И всем стало интересно, что же это за смарт-контракт такой? В электронном виде заключаемый договор. Все говорили о том, что это электронный договор. Потом юристы, цивилисты начали определять смарт-контракт, как способ исполнения обязательства. И возникла большая дискуссия на предмет того, это в чистом виде гражданско-правой инструмент? То есть это как обычный договор, который мы можем написать на бумаге, а потом перевести его в электронную форму, или это нечто другое?

Так вот наши корифеи-цивилисты всем доказывали, и сейчас продолжают доказывать то, что смарт-контракт — это просто электронная форма обычного договора, который мы с вами запишем на бумаге. И продолжают это отстаивать, говоря о том, что это способ исполнения обязательства. Когда мы начали разбираться… Мы — это люди, которые более погружены уже в цифровое право, в новые современные цифровые технологии, начали погружаться в то, как же устроен на самом деле смарт-контракт — эта электронная форма контракта, современная, цифровая. Мы поняли, что все-таки в основе смарт-контракта лежит алгоритм. Смарт-контракт работает только тогда, когда он подчинен определенным правилам цифровой платформы. Он заключается и реализуется только по правилам цифровой платформы. О чём это говорит? Что это не в чистом виде гражданское право, не в чистом виде договор, который мы написали на бумаге и просто имеем цифровую электронную форму. Нет. Это уже программа, работающая по определенным алгоритмам. 

А это говорит о том, что она подчиняется уже неким публичным правилам. Я обращаю внимание на то, что здесь уже для нас видны какие-то частно-публичные отношения. Это очень сложно понимаемая категория, но в итоге получается, что здесь и частное есть — то есть обязательство, исполнение этого обязательства, и электронное — программа, которая подчинена неким публичным правилам.

И уже непонятно, что здесь превалирует. То ли частная цивилистика и гражданский кодекс, то ли публичное правило платформ, информационное законодательство, некая какая-то административная регуляторика. 

Насколько я понимаю, способы обеспечения обязательств есть те, которые следуют напрямую закона, а есть те, которые напрямую в Гражданском кодексе не указаны. Может быть, это и есть ключ к решению этого научного вопроса?

- Наверное, в какой-то степени да, но мы говорим о том, что смарт-контракт это некий алгоритм, механизм, который запускает исполнение обязательства. Стороны договорились, и алгоритм, запустив его, как бы реализует это обязательство. Это один из способов.

Да, мы можем сказать, что гражданский кодекс разрешает нам его использовать, как один из способов исполнения обязательств. Любой способ может быть, это один из. Но смысл-то в том, что он не работает без программы, что он уже внутри себя, вот это обязательство, как бы зашивает алгоритм, зашивает программу, зашивает информационную технологию.

Это исполняемый контракт, по сути.

- Да, но он исполняется только тогда, когда вмешиваются публичные какие-то элементы, когда вмешиваются какие-то требования. То есть стороны не могут с собой договориться и четко понимать, как оно будет исполняться и договориться, что оно будет исполняться только так.

А у корпорации, у банковского сектора и юристов, которые у вас учились, смарт-контракт используется или нет?

- Ну конечно, да. Они используют, конечно. Все крупные корпорации используют смарт-контракты, когда они реализуют какие-то свои бизнес-проекты. Возвращаясь на круги своя, это не просто две стороны договорились между собой и больше в этом никто не участвует. Они между собой договорились, а потом загрузили это в некую информационную систему и вынуждено обязательство корректируется с учетом работы этой информационной системы. То есть это новая сущность.

По сути искусственный интеллект и электроника стала арбитром?

- То есть по сути да, так может быть, что электроника в значительной степени влияет в отношениях между субъектами, которые заключили контракт. Да, она по сути становится частью этого обязательства, независимо от воли сторон. Это вот сложно понять с точки зрения цивилистики, потому что в гражданском праве две стороны равны. Они договорились, значит, будет так.

Но на их взаимоотношения начинают влиять какие-то программные вещи, IT-технологии. Может, еще и искусственный интеллект будет задействован,

когда наши крупные корпорации, использующие эти технологии, запускают сильный искусственный интеллект для заключения какого-то договора. Он вообще не спрашивает никого, он начинает сам заключать договор, договаривается и использует эту систему. 

Как вы считаете, популярность смарт-контрактов, она вырастет? 

- Да, конечно, я думаю, что она будет развиваться, она развивается, она используется по мере развития, квалификации, образования, развития людей, использования технологий в их жизни. Конечно, они будут все чаще и чаще использовать эти смарт-контракты, особенно когда найдутся наши юридические консультанты, которые сделают из обычного взаимодействия что-то более повседневное.

Сделают повседневным использование смарт-контракта. Это нужно, чтобы консультанты сказали, как это использовать и упростили работу для наших граждан. Вот так же, как мы с вами приходим в банк, у нас есть типовые формы. Мы типовую форму подписали, вроде договор есть. Точно так же должно быть в обычной жизни, что человек, ему не надо что-то придумывать, он зашел в какое-то приложение, приложение ему говорит, вот можно заключить такой смарт-контракт. 

Ведь суть смарт-контракта заключается в том, что исполняется обязательство при наступлении каких-то условий. Вот в этой программе, в этом приложении должно быть совершенно просто написано, как это сделать.

Мы с вами, допустим, продаем друг другу машину. Мы зашли в приложение, приложение должно быть адаптивным и очень нам понятным, мы вводим какие-то данные, говорим, что хорошо, я тебе продаю машину, но только тогда, когда у меня деньги поступят на мой счет, например. А могут еще усложненные быть какие-то ситуации, когда я приеду в Питер из Москвы, вот я покупаю билет, если я купил билет, у меня ничего не отменится, то тогда сделка совершится. И это все вписывается в программу. Вот нужно упростить эту программу.

Но вы сейчас говорите про договоры связанные с реестрами и реестровой деятельностью, это купли-продажи недвижимости, это купли-продажи движимого имущества, которое подлежит соответствующему учету. Это, наверное, основная канва, по которой пойдет смарт-контракт в жизни обычного человека?

- Ну, мне кажется, что смарт-контракт может использоваться и будет использоваться практически во всех сферах жизни, где возможно достижение какого-то соглашения между сторонами. То есть в любой сфере это возможно. Я еще раз повторяю, нужно, чтобы развивались технологии и они стали адаптивными, понятными обычному гражданину.

Если он сможет также заключать смарт-контракт или подписывать смарт-контракт, как он производит сейчас оплату в банке или в магазине с помощью своего QR-кода какого-то. Если это будет реализовано на практике, то это не будет вызывать сложности. Просто сейчас это сложновато. Нужно же записать программу, это специально закодировать, нужно вписать туда условия.

Вот чему мы и учим юристов сейчас на юридическом факультете, чтобы они умели вместе с программистами создавать эти юридические конструкции.

А потом еще доказать в суде то, что такое есть.

- Ну да, это тоже важный момент.

Виктор Алексеевич, спасибо вам большое, что к нам пришли. До новых встреч.