МОСКВА, 15 апр – РАПСИ. Одними из ключевых проблем в области правового регулирования цифровых платформ и, в частности e-commerce, являются вопрос ответственности и защита прав пользователей, считает директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, доктор юридических наук Элина Сидоренко.

По словам эксперта, в настоящее время существует ряд документов, которые так или иначе касаются определения понятия пользователей цифровых платформ и защиты их прав, есть несколько директив Евросоюза, есть законы, которые решают эти вопросы.

«Сегодня мы с вами видим, что закрываются некоторые сервисы компании Meta (запрещена в России из-за осуществления экстремистской деятельности). Ставится вопрос: несет ли организация ответственность за ту информацию, которая вывешивается на цифровой платформе. А ведь на самом деле это как раз прямой вопрос, связанный с защитой прав пользователей. Несут ли ответственность люди или организации, которые размещают информацию на платформе, либо непосредственно оператор платформы. И это ключевая проблема, которая стоит перед правом и которая на сегодня не решена», — рассказала Сидоренко в рамках конференции «Цифровые международные отношения-2022».

Фактически выделяются несколько категорий цифровых платформ: маркетплейс, условно рейтинговые платформы, которые дают оценки разным организациям и поставщикам, на основе которых человек определяется со своими предпочтениями, и системы с возможностью размещения информации о платформе.

Как убеждена Сидоренко, углубляясь в эту область, необходимо понять, что для юристов важной проблемой, «которая в нашем праве не приблизилась к решению и, более того, даже не поставлена, является вопрос о том, насколько платформа сживается с организацией, предоставляющей услугу и насколько можно распространить ответственность непосредственно на саму платформу».

«Тут есть некие позиции, некие критерии, которые сегодня уже заложены в праве и очень комфортно себя там чувствуют. Первое – это когда платформа определяет общие правила игры для всех своих пользователей. Второе направление – когда на платформе устанавливается единая для всех платежная система. Третье направление связано с тем, что договор между поставщиком и пользователем заключается исключительно через средства, предоставляемые самой платформой. При наличии всех этих пунктов есть основания говорить о таком новом институте, как преобладающее влияние операторов платформы», — заявила эксперт.