МОСКВА, 11 июл — РАПСИ. Принятие закона о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА) явилось закономерным этапом на пути юридического оформления статуса цифровых финансовых активов.

Такое мнение высказала РАПСИ Директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО Элина Сидоренко.

Как говорится в пояснительной записке, законопроект подготовлен «в целях повышения инвестиционной привлекательности использования цифровых прав бизнесом». Инициатива призвана усовершенствовать порядок расчетов по сделкам с использованием финансовых платформ, инвестиционных платформ, информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА).

«Фактически была поставлена точка в долгом споре о том, может ли ЦФА выступать средством платежа наравне с национальной валютой. Категорическое «нет» может по-разному восприниматься участниками рынка, но оно хотя бы вносит ясность в перспективы отношений. Кроме того, бизнесу и финансовому сектору был дар явный посыл на развитие экономики ЦФА с ориентиром на рынок ценных бумаг, что, с одной стороны, гарантирует безопасность оборота в рамках привычных биржевых отношений, а с другой, создаёт большой водораздел между ЦФА и криптовалютами хотя бы в части финансового контроля и оборота», — заметила эксперт.

Данный закон направлен на устранение рисков использования ЦФА и УЦП в качестве денежного суррогата путем установления прямого запрета на передачу или прием ЦФА и УЦП в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги.

Инициативой также предусматривается прямое закрепление в Федеральном законе №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах» возможности приобретения ЦФА при выпуске без привлечения оператора обмена. Кроме того, в соответствии с предлагаемыми правками в закон №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», в отдельных случаях прекращение залога эмиссионных ценных бумаг, которым обеспечиваются требования по ЦФА, будет возможно без согласия обладателей ЦФА.

В апреле Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал принятие правительственного законопроекта о налогообложении операций с цифровыми активами. В начале февраля Центральный банк России зарегистрировал в реестре первого оператора цифровых финансовых активов ООО «Атомайз». В марте в реестр добавились ПАО Сбербанк и ООО «Лайтхаус».

«Этот законопроект – очередной виток уточнения и ужесточения правил оборота ЦФА, вводящий новые прямые запреты и устанавливающий новые косвенные ограничения. Так, например, в нем не только прямо запрещается использовать ЦФА для расчетов за передаваемые товары, работы или услуги, но и вводится обязательность использования операторами обмена ЦФА номинальных счетов, открытых не в любых кредитных организациях, а только в тех, кредитный рейтинг которых не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России», — считает член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев.