МОСКВА, 10 апр - РАПСИ. Регулирование общественных отношений в цифровой среде характеризуется некоторыми особенностями.
О них рассказал руководитель публично-правового комитета «Молодежной законотворческой палаты МГЮА» центра правового мониторинга законодательства и правоприменения Григорий Кучерин в ходе X Московского международного юридического форума «Устойчивое развитие России: правовое измерение».
Первый аспект – высокая степень влияния государства на отношения, складывающиеся в цифровое среде, то есть система правового регулирования предполагает закрепление жестких правил поведения для субъектов.
Второй – правовая определенность создаваемых норм, то есть правовое регулирование предполагает создание правовых норм, которые являются определенными. Что упрощает регулирование общественных отношений, делает их понятными и прозрачными.
Третий – это высокий уровень подготовки лиц, которые участвуют в подготовке нормативно-правовых актов. Высокий уровень владения нормативной техникой.
Четвертый – снижение интереса к зарубежному опыту. Касаемо практики других стран, заметил такую тенденцию, что когда регулятор сосредотачивается на национальном регулировании общественных отношений в цифровой среде, то он по инерции игнорирует зарубежное законодательство.
Пятый – нестабильность правового регулирования. Наверное, самый важный аспект. По своей сути нормативно-правовой акт является реакцией, но не направлен на предотвращение существующих проблем.
Является ли существующее регулирование модели цифрового пространства эффективным в современных реалиях? Для начала необходимо определить, что включает в себя правовое регулирование общественных отношений в цифровом пространстве. Руководствуясь моим исследованием, оно сегодня предполагает принятие нормативно-правовых актов и преимущественно актов стратегического планирования, которые призваны упорядочить отношения между субъектами цифрового пространства.
Немного о классификациях
Существует много классификаций, я бы хотел вспомнить регуляторные модели Алексея Минбалеева. Он выделяет три модели.
Первая основана на механизме, не допускающем прямого использования прямых регуляторов. Примером может послужить Иран, где с 2011 года существует практика ввода национального интернета, жесткой фильтрации информации.
Вторая – на преимуществах регулирования, допускает использование механизмов других регуляторов. Здесь хорошим примером может выступить Китай, который очень осторожно принимает нормативные акты, как правило они носят временный характер, законодатель смотрит, как работает акт, а потом принимает решение. Также существует мощная система правового регулирования технологий. Очень много запретов, связанных с приложениями иностранными. Тем не менее, в Китае существуют отрасли, которые не регулируются политической партией и эти отрасли развиваются динамично.
Третья модель - самая дискуссионная. Она основана на делегировании государством функций по регулированию участникам отношений. Государство в рамках стратегического планирования выделяет приоритеты, модели. Яркий пример – Европейский союз. Также там существует и национальная практика, и общий документ стратегический. Там прописаны основы регулирования, но не вмешиваются в структуру.
К какой модели можно отнести Россию? Этот вопрос остаётся открытым. На него нет прямого ответа. Сегодня важное значение для развития системы регулирования имеют акты стратегического планирования. На мой взгляд, есть три сценария. Первый – регулировать отдельно общественные отношения в цифровой среде отдельными неупорядоченными актами. По моему мнению, это сценарий, по которому мы идем сейчас. Второй сценарий – принятие рамочного закона, который регулировал бы отношения, но устанавливал бы механизм делегирования некоторых публичных функций участникам отношений. Третье – принятие цифрового кодекса, об этом, кстати, 4 апреля было заявлено Советом по правам человека. Идея кодекса в том, чтобы систематизировать акты в цифровой среде. В России есть практика саморегулирования. Например, стратегия регулирования рынка больших данных до 2024 года, в ней принимают участие и зарубежные, и наши компании.
В МГЮА имени О.Е. Кутафина с 6 по 8 апреля проходил X Московский международный юридический форум «Устойчивое развитие России: правовое измерение», организованный МГЮА совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и ИНИОН РАН при поддержке Ассоциации юристов России.