МОСКВА, 7 июн — РАПСИ. Привлечение технологии искусственного интеллекта к проведению антикоррупционной экспертизы позволит повысить её объективность и выявить ряд коррупциогенных факторов, которые на сегодняшний день не учитываются, считает ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Ефремов.
«Ключевые возможности данной технологии — это минимизация субъективизма лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, выявление иных типичных коррупциогенных факторов, не подлежащих выявлению на сегодняшний день, выявление нетипичных факторов, которые поддерживают коррупционные факторы, и, соответственно, выявление связи коррупциогенных факторов и коррупционных практик и рынков, которая, к сожалению, на сегодняшний день осталась за пределами экспертизы», — сказал Ефремов в ходе XIV Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС.
По его мнению, внедрение технологии ИИ необходимо осуществить в два этапа: на первом этапе искусственный интеллект будет проверять только нормативно правовые акты и их проекты, подлежащие антикоррупционной экспертизу, а на втором этапе такая экспертиза должна затронуть все правовые акты, включая индивидуальные.
«Мы с коллегами разработали некоторый перечень требований к системе искусственного интеллекта для проведения антикоррупционной экспертизы. Это импорт данных из текстов НПА и проектов НПА, текстов требований органов прокуратуры, текстов заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и судебных решений. Это, соответственно, обработка данных, их нормализация, настройка параметров нейронной сети для повышения результативности выявления коррупциогенных факторов, обучение нейронной сети, визуализация данных для последующего использования, сохранения и экспорта данных для подготовки заключений о проведении антикоррупционной экспертизы», — уточнил эксперт.
"Сиротские произведения"
Старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН Виктор Наумов в ходе своего выступления остановился на проблеме отсутствия регулирования прав на произведение искусства, автор которого неизвестен.
«Мы видим, что есть достойное произведение самого различного рода, но нам непонятно, кто автор... либо автор известен, но совершенно невозможно найти правообладателей, автор давно ушёл из жизни. И здесь вот эта сфера «сиротских произведений», как их называют на Западе, совершенно обходится стороной нашим отечественным законодательством. А при всём при этом в мире давно существует подход, когда, желая для некоммерческих целей использовать те или иные объекты, у которых невозможно найти правообладателей, те, кто издаёт и создаёт эти объекты имеют возможность в ограниченном режиме в рамках своей деятельности их вовлекать, создавая и воссоздавая таким образом культурное наследие», — отметил Наумов.
Борьба с фейками
В свою очередь главный научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Людмила Терещенко коснулась темы роста числа фейков в Интернете. В частности, она отметила, что ужесточение ответственности за распространение недостоверной информации далеко не всегда способствуют снижению количества фейков.
«Ответственность за фейки в целом ряде стран существует уже достаточно давно: в Китае, Сингапуре, Египте, Кении, Филиппинах, Греции. Ужесточено антифейковое законодательство. Насколько это эффективно — сказать сложно, но можно сказать, что само количество фейков от этого не уменьшилось. Более того, в связи с началом специальной военной операции оно возросло многократно. По данным первого российского телеканала, за 2022 год количество фейков в интернете выросло в 6 раз. И возникает вопрос, как разобраться человеку, государству, где фейк, а где нет? Одними правовыми методами эту задачу не решить», — констатировала Терещенко.
Эксперт также перечислила наиболее популярные темы для фейков.
«Одна из первых — эта тема о специальной военной операции, она касалась и взятия населённых пунктов, успехов украинской армии, нанесения ударов по мирным объектам. Второе направление фейков, как ни странно, — это сфера здравоохранения. Оно касается таких негативных явлений как нехватка лекарственных средств, закрытие медицинских учреждений, отсутствие медицинской техники. Ну и третье направление — политическое: это запрет на выдачу загранпаспортов, мобилизация и так далее», — сказала Терещенко.