Эксперт призвал обращаться в прокуратуру в связи с предложением ряда торговых сетей разрешить продажу алкоголя по биометрии, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов в беседе с РАПСИ пообещал присоединиться к такому запросу.
Скептическое отношение к возможностям розничных магазинов на сегодняшний день обеспечить надлежащий уровень защиты биометрических персональных данных граждан высказали и опрошенные РАПСИ известные адвокаты, отметив, что таким образом «формируются предпосылки для проникновения в тайну частной жизни того или иного клиента».
Незаконный сбор
В разговоре с РАПСИ Кабанов охарактеризовал инициативу ритейлеров как правонарушение.
«А если по большому счёту посмотреть — это нарушение полномочий и возможное преступление. Мы ещё не разобрались с историей хранения, у нас есть фактически один оператор — Ростелеком, который будет заниматься биометрией. А зачем собирают (биометрические данные — прим. ред.) коммерческие структуры? Это незаконно. Нужно обращаться в органы прокуратуры на предмет проверки и в Россвязьнадзор. Это очень опасная игрушка, потому что никто не знает куда уйдут эти данные», — отметил эксперт.
Он уточнил, что в органы прокуратуры по данному вопросу могут обратиться как граждане, которые непосредственно столкнулись со сбором биометрических данных, так и представители СМИ.
«В прокуратуру могут обратиться конкретные граждане, с которых это потребовали. Даже если это стало известно СМИ, журналист тоже имеет право обратиться в прокуратуру. А если журналисты обратятся в прокуратуру и Россвязьнадзор, мы как СПЧ это обращение поддержим», — добавил Кабанов.
Сохранность персональных данных
Для того, чтобы этот проект стал реализуемым, необходимо провести глубокую разъяснительную работу с населением, а законодателю определить, действительно ли обоснована такая степень контроля, потому что в моменте биометрическая идентификация для потребителя будет совершенно незаметна, считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян.
«В данном случае фактически мы формируем предпосылки для проникновения в тайну частной жизни того или иного клиента. Это и сегодня возможно при оформлении карт лояльности, однако, по крайней мере, является осознанным выбором потребителя. Физические лица дают согласие на биометрическую идентификацию, полагая, что главным образом в этой системе участвуют финансовые или государственные и муниципальные организации. Сознание наличия в ней других, тем более таких специфических организаций, как в сфере торговли, у потребителя, вероятнее всего, отсутствует», — указала Авакян.
По её словам, продажа алкоголя по биометрии, возможно и разгрузит в той или иной степени кассиров супермаркетов, однако создаст предпосылки к еще более глобальному контролю — в том числе контролю со стороны торговых сетей.
«Такого рода практика расширения использования биометрической идентификации пока требует дополнительной проработки, потому что фактически таким образом торговые сети получают излишнее количество данных о физическом лице, его частной жизни, передвижении, посещении тех или иных магазинов, и все эта информация попадает в распоряжение коммерческой организации, которая вряд ли может обеспечить тот уровень защиты персональных данных, который потребитель ожидает, передавая кому бы то ни было в распоряжение биометрическую информацию», — отметила эксперт.
Говоря о технических возможностях сохранения биометрических данных, Авакян пояснила, что в данном случае речь не идет об их хранении.
«Речь идет лишь о получении идентификационных сведений, то есть фактически об аутентификации субъекта, совершающего сделку для целей допуска его к совершению сделки, так как в данном случае сети не будут осуществлять хранение биометрических данных. В отношении технической оснащенности сетей вопрос, скорее, о количестве точек доступа – оно огромно для торговых сетей, и считать такие системы абсолютно надежными невозможно. В целом, на мой взгляд, технических ограничений для такого доступа не существует», — резюмировала вице-президент ФПА.
Добровольное размещение
Комментируя инициативу ритейлеров, старший партнер адвокатского бюро ZKS Андрей Гривцов предложил на первых порах загружать данные о возрасте покупателей в их бонусные карты.
«В целом приветствую любую цифровизацию и введение любых новаций, упрощающих жизнь покупателей. Думаю, можно было бы для начала загружать данные о возрасте в персональные скидочные карты покупателя, делая это с согласия самого покупателя», — уточнил адвокат.
При этом эксперт выразил сомнения относительно возможностей торговых сетей справиться с объёмом биометрических персональных данных на всех граждан страны.
«Начал бы с добровольного размещения данных только в отношении покупателей, которые их предоставили. Это и решит вопрос возможных возражений некоторых покупателей против использования их персональных данных. Что касается сохранности, то, безусловно, любые персональные данные, хранящиеся в торговой сети, должны быть надёжно защищены от утечек. В целом существующие современные системы хранения позволяют обеспечить такую защиту. Вопрос в том, чтобы такие системы были внедрены, стоят они недёшево», — отметил Гривцов.