МОСКВА, 22 авг — РАПСИ. Малейшие сомнения в подлинности аудиозаписи должны трактоваться в пользу обвиняемого, а сама запись исключаться из числа доказательств, считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян.
«Любые сомнения должны трактоваться однозначно и безусловно в пользу того, кого пытаются в чём-то обвинить. Это должно быть непреложным правилом... То же самое с голосом: если есть хоть какие-то сомнения или отсутствует первичный носитель — значит всё; если есть прослушка, но это прослушка незаконна — значит её нет вообще, ни для кого нет. И тот, кто её организовал, должен нести ответственность... Усиление презумпции невиновности до жёстких, незыблемых, однозначных доказательств. Потому что, если этого не будет, мы будем постоянно сталкиваться с различного рода всё более изощрёнными подставами в этой части», — пояснила Авакян, отвечая на вопрос корреспондента РАПСИ.
По её словам, если отсутствует первичный носитель и решение суда, разрешающего прослушивание, то следует запретить использовать в качестве доказательств такие звуковые дорожки.
«Если чётко указан номер телефона со всеми данными (когда, кто, кому, соответствующие телефонные компании), тогда, может быть, да, во всех остальных случаях — презюмировать, что это фейк», — подчеркнула эксперт.
Вице-президент ФПА отметила, что на сегодняшний день есть технологии, которые позволяют подделывать голос максимально близко к оригиналу.
«Огромное количество сейчас подделок голоса. Это огромная проблема, и с этим нужно что-то делать, в этом направлении нужно двигаться, потому что мы никогда не гарантированы теперь от подделки голоса... И вот здесь экспертиза постоянно находится в состоянии задумчивости, невозможно делать экспертизу чего бы то ни было, кроме первого носителя, а первый носитель сейчас цифровой — и это очень большая сложность. То есть здесь целый ряд вопросов, но они опять же лежат в экспертной плоскости. Это нужно обсуждать в институте судебной экспертизы Министерства юстиции, нужно обсуждать, как обеспечивать безопасность людей от пранков, от вот такого рода юридической ответственности за высказанные голосом условно Ксении Собчак какие-нибудь нелицеприятные мысли. Любой публичный человек сегодня находится в зоне риска, потому что его голос может быть подделан, а потом представлен как аудиозапись его телефонных переговоров», — сказала Авакян.