МОСКВА, 25 мар — РАПСИ. Внедрение технологий искусственного интеллекта в судебную систему позволит ускорить правосудие и перейти к структурированию данных, заявил заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ Егор Игнащенко.

«Мы должны перейти от электронных документов к знаниям, к экономике знаний. То есть сейчас у нас есть электронный документооборот, в судах есть электронные документы в формате Word или PDF, а нам необходимо перейти от этих документов к структурированным данным, к знаниям. И вот как раз задача искусственного интеллекта — из потока входящих в суд документов, исковых заявлений, каких-то дополнительных материалов, вычленять структурированные данные», — отметил Игнащенко в рамках XII Московского инновационного юридического форума.

По его словам, это одна из важнейших задач. При этом необходимо создать цифровую модель судебного дела, в которой будет закодирована вся суть судебного разбирательства.

«В уголовных делах карточка дела очень большая, в гражданских поменьше, но это «шкаф» с ограниченным количеством «полок». Цифровая модель судебного дела — это вот такой шкаф, но только с динамическим количеством «полок», куда нужно будет загружать не только конкретные поля данных, но и обстоятельства дела, юридические факты, требования», — добавил Игнащенко.

Мировая юстиция

Вторую задачу искусственного интеллекта — составление промежуточных и итоговых судебных актов — можно реализовать посредством мировой юстиции, где категории несложные и их количество ограничено.

Спикер также обратил внимание на проблемы нагрузки мировых судей. Для ее снижения было предложено убрать из мировой юстиции судебные дела, в которых нет предмета спора, а также придумать другой альтернативный механизм их разрешения.

«Приказное производство сейчас порождает огромную нагрузку на мировых судей, а мировые судьи для нас — это колыбель настоящего судьи. Он, отработав мировым, становится федералом. И вместо того, чтобы писать и рассматривать грамотные сложные дела и писать грамотные решения, он занимается вынесением этих судебных приказов», — заметил Игнащенко.

Аудиопротоколирование

Говоря о ближайших перспективах цифровизации судопроизводства, Игнащенко обратил внимание на проблему аудиопротоколирования.

Системы искусственного распознавания речи для формирования судебного протокола не позволяют корректно идентифицировать реплики во время особо «горячих» заседаний, а смена звукозаписывающих устройств и модулей распознания речи не помогает достичь 100% точности.

«Как только в процессе начинается некоторая перепалка, какое-то возбуждение, начинаются проблемы с идентификацией, кто что сказал. Модули выдают текст неразмеченный, по которому секретарю судебного заседания легче просто с нуля по своим заметкам что-то написать. А эти системы потребляют очень существенные ресурсы техники, серверов», — указал Игнащенко.

По его мнению, для решения проблемы необходимо убирать из бумажного протокола стенограмму и оставлять судебные промежуточные протокольные решения. Это поможет снизить нагрузку на секретарей.

XII Московский инновационный юридический форум проходит 25 и 26 марта. Мероприятие организовано Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при участии Правительства Москвы и Ассоциации юристов России.