Тенденция на поддержку цифры не нова – ее развитие давно в фокусе интересов государства. Однако никогда прежде для цифрового бизнеса не создавалось настолько комфортных условий, которые существуют сейчас.
РАПСИ проанализировало, какие законодательные преференции для представителей данной сферы существуют сейчас в России, а также проследило, как поддержка IT-специалистов законодательно эволюционировала в последние годы.
IT-отрасль сегодня стала одной из приоритетных для господдержки. Столь внимательное отношение к себе она заслужила тем, что государство в серьез озаботилось созданием собственной цифровой инфраструктуры и обеспечением информационной безопасности. Также процессу способствовал стремительный переход к цифровому формату организации процессов во многих сферах деловой и общественной жизни на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции и уход многих иностранных IT-компаний с российского рынка в связи с проводимой Россией специальной военной операцией.
Тенденция на поддержку цифры не нова – ее развитие давно в фокусе интересов государства. Однако никогда прежде для цифрового бизнеса не создавалось настолько комфортных условий, которые существуют сейчас.
Основным документом, заложившим вектор на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий в России последних лет, является указ президента РФ от 2 марта 2022 г. №83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». Именно в данном документе были определены те меры, которые позволяют IT-компаниям активно развиваться и плодотворно работать. В обеспечение исполнения этого указа за последний год внесено множество изменений в законодательство РФ.
С 2021 года российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании), пользуются рядом мер налоговой поддержки. Отметим, что речь идет именно о юридических лицах, а не об индивидуальных предпринимателях.
Нулевая налоговая ставка
Так, с 1 января 2021 года ст. 284 НК РФ была дополнена пунктом 1.15., который ввел налоговые послабления для IТ-компаний. Согласно норме, для данной отрасли установили налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, на уровне 3%, а налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональные бюджеты, – обнулили.
Для получения данной льготы организация должна была подпадать под ряд требований и в первую очередь иметь государственную аккредитацию в Минцифры. В тот период порядок аккредитации регулировался соответствующим Положением, утвержденным постановлением правительства РФ от 18 июня 2021 г. №929. Кроме того, доля профильных доходов компании по итогам отчетного (налогового) периода должна была составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, а среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период должна была быть не менее 7 человек.
Однако уже летом 2022 года налоговые льготы для сферы IТ были существенно расширены путем внесения поправок в НК РФ Федеральным законом от 14.07.2022 №321-ФЗ.
В первую очередь изменился размер налоговой ставки – для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, налоговая ставка стала составлять 0% в 2022–2024 годах. При этом действие нового порядка распространилось на правоотношения, возникшие с начала 2022 года с учетом особенностей, установленных ст. 2 Закона №321-ФЗ.
Кроме того, расширился перечень компаний, которые могут пользоваться налогом на прибыль по ставке 0%. Так, доля профильной выручки организации, которая претендует на применение нулевой налоговой ставки, была снижена до 70% от всех доходов, при этом перечень видов IТ-деятельности, доходы от которой учитываются в профильной выручке, существенно увеличился. Такие доходы учитываются независимо от места осуществления деятельности, как пояснил Минфин России в своём письме от 03.11.2022 №03-03-06/1/107451. Критерий среднесписочной численности работников (не менее 7 человек) для целей получения льготы был исключен.
Для получения льготы требование о наличии государственной аккредитации в Минцифры сохранилось, а вот порядок такой аккредитации был изменен и теперь регулируется Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утвержден Постановлением правительства РФ от 30 сентября 2022 г. №1729). Наиболее интересным нововведение Положения являются нормы, позволяющие получить госаккредитацию IT-стартапам. С 24 февраля этого года в постановление были внесены правки (Постановление правительства РФ от 22 февраля 2023 г. №296), благодаря к которым IТаккредитация, а значит и доступ к льготам, стала доступной большему числу компаний.
Вместе с тем, поправками в п. 1.15 ст. 284 НК РФ также были установлены и случаи, когда, даже выполнив установленные законом требования, компании все же не смогут воспользоваться преференциями. В частности, это касается организаций, созданных в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованных в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 года, а также организаций (в том числе кредитных организаций), в которых прямо и/или косвенно участвует РФ и доля такого участия составляет не менее 50%.
Исключение касается реорганизованных компаний, которые получали льготу по налогу на прибыль и до 1 июля 2022 года. Как указал Департамент налоговой политики Минфина России в своем письме от 12 августа 2022 г. №03-03-06/1/78713, если ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, создана в результате реорганизации путем выделения из российской производственной организации до 01.07.2022, то такая организация вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с 01.01.2022 при соблюдении установленных п. 1.15 ст. 284 НК РФ условий о необходимой доле доходов от деятельности в области информационных технологий.
Так же под исключение из общего правила подпадают организации (в том числе кредитные организации), в которых прямо и/или косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50 процентов, однако право на пользование льготой сохраняется, если организация уже получала ее в 2022 году (ч. 3 ст. 2 Закона №321-ФЗ, письмо Минфина России от 12.10.2022 №03-03-06/1/98693, от 15.08.2022 №03-03-05/79303).
Без НДС
До 2021 года от налогообложения освобождалась реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, однако все изменилось с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. №265-ФЗ.
Согласно новому правовому регулированию рассчитывать на освобождение от НДС могут только операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через интернет.
Таким образом, в результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора, а равно и отечественный софт, если он не внесен в Реестр, облагается НДС.
С 1 января 2023 года Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. №520-ФЗ от НДС освободили и передачи исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр результатов НИОКТР военного, специального или двойного назначения, а также прав на их использование.
Отметим, что данная норма об освобождении от НДС не применяется, если передаваемые права состоят в получении возможности: распространять рекламную информацию в сети Интернет и/или получать к ней доступ; размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав сети Интернет; осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и/или заключать сделки.
Иные налоговые преференции и страховые взносы
Согласно ст. 346.20. НК РФ налоговая ставка УСН устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено данной статьей. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Так, пониженные ставки УСН для ИТ-компаний установили, например, в Московской области, Республике Марий-Эл и ряде других субъектов.
В марте 2022 года Минцифры России направило письмо губернаторам с предложением снизить налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН) малому бизнесу в сфере информационно-коммуникационных технологий на три года, и уже к концу мая того же года количество принявших такое предложение составило 31 регион.
Помимо налогов IТ-компании, как и другие работодатели, обязаны оплачивать страховые взносы, однако размер этих взносов для IТ-отрасли законодательно существенно уменьшен. Так, если в текущем году единый тариф страховых взносов в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов составляет 30%, то для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, единый пониженный тариф страховых взносов составляет всего 7,6%. Надо отметить, что до указанного уровня тариф страховых взносов для сферы ИТ опустился не сразу. Например, в 2020 году тариф составлял 14%.
Как и в случае с налогом на прибыль, с вступлением в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. №321-ФЗ, требования к IТ-компаниям, претендующим на пониженный тариф страховых взносов, существенно упростили: больше не нужно поддерживать среднесписочную численность сотрудников на уровне не менее 7 человек, понизились требования о размере профильного дохода (с 90% до 70%), при этом перечень видов IТ-деятельности, доходы от которой считаются профильными, был расширен. Незыблемым осталось только требование о наличии госаккредитации.
Налоговый маневр эксперты называют одной из наиболее эффективных мер содействия государства развитию сферы информационных технологий.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 15 апреля