Блогеры должны самостоятельно определять обязанности без «полицейского» надзора государства, но при необходимости общество должно вмешиваться в их регуляцию, когда речь идёт о чувствительных для страны факторах, считает гендиректор АНО «Белый Интернет», член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор Элина Сидоренко.
«Если мы правильно начнём регулирование с позиции «не мешай» и дадим блогерам работать, и самим свою систему моделировать, но поможем, когда общество об этом просят — это будет самым лучшим подходом.
«Полицейского» подхода быть не должно, когда мы вылавливаем и «оттягаем за уши» — это неправильный подход, он вызывает отторжение», — отметила Сидоренко на пресс-конференции «Права и обязанности блогера в интернете. Проблемы и решения».
Участники мероприятия сошлись во мнении, что будущее правового регулирования блогосферы лежит в области саморегулируемых организаций, индивидуально устанавливающих обязанности и моральные нормы для блогов, роликов и стримов.
Направления регулирования
Не только дети и обычные граждане нуждаются в защите своих прав в интернет-пространстве, но и бизнес, подчеркнула Сидоренко.
«Интернет-бизнес сегодня — это блогосфера. Для того чтобы эта работа была качественной, для того чтобы она приносила, помимо денег, ещё и какую-то творческую реализацию, мы должны говорить о том, что эта сфера должна быть безопасной и для пользователей, и для самих участников рынка», — подчеркнула Сидоренко.
По её словам, механизм регулирования блогосферы должен быть выстроен в двух основных плоскостях.
«Это должно быть саморегулирование, создание собственных норм, которые приняты этим сообществом, оценены этим сообществом и разработаны этим сообществом. И второй момент, это нормативное регулирование. Несомненно, это нормативное регулирование должно быть сделано. Для того чтобы с блогером разговаривали как с блогером необходимо, чтобы его экономический статус был надлежащим образом прописан», — пояснила глава АНО «Белый Интернет».
Избежать охоты на ведьм
В современной блогосфере достаточно неблагонадежных элементов: мошенников, скамеров, шарлатанов и попросту людей, не обладающих необходимыми компетенциями, заявил сооснователь «Ассоциации Блогеров и Агентств» Максим Перлин.
«Блогосфера — действительно большой рынок, который уже сейчас осуществляет свою деятельность, платит налоги и уже давно достаточно серьёзно вкладывается в экономику страны. Нам очень хочется избежать некой «охоты на ведьм», когда профессия блогера становится тождественной понятию мошенничества, обмана и как минимум с некачественной информацией. А поэтому мы хотим разделить эти профессии и эти категории», — говорит основатель ассоциации.
Эксперт согласен с тем, что потребителей контента необходимо учить «отделять зерна от плевел» при серфинге в Сети, но от запрета всех неугодных предлагает воздержаться.
Время ОКВЭД
Законопослушные блогеры должны положительно воспринять инициативу «Ассоциации Блогеров и Агентств» (АБА) по созданию отдельного кода ОКВЭД для их деятельности, считают спикеры. Это поможет смягчить проверки госорганов и позволит претендовать на налоговые льготы.
«Я думаю, что где-то до середины следующего года мы сможем внести соответствующие изменения в закон, предусмотрев ОКВЭД для блогеров. В Госдуме создана рабочая группа, а согласие от ключевых ведомств уже получено. Противников у этой инициативы нет», — отметил Перлин.
Вступление в саморегулируемую организацию и использование специального классификатора позволит выделить законопослушных блогеров и заинтересовать тех, кто сомневается в этой инициативе, считает Перлин.
Блек-лист
Сообщество само заинтересовано в дистанцировании от сомнительного и спорного контента и планирует активную работу в процесс кибер-гигиены, считает президент «Ассоциации Блогеров и Агентств» Таня Иванова.
«Если блогер не выполнил обязательства – можно пожаловаться в бот «АБА» и тогда рынок узнает, что этот блогер недобросовестный.
Маленький бизнес часто договаривается с блогерами и отправляет им товар, ожидая чуть ли не по году упоминание в ролике. Зачастую между ними нет договорных отношений, для этого и нужна правовая профилактика», – уточнила Иванова.
Белый рынок
Стигматизация блогеров и инфлюенсеров не идёт на пользу, считает СЕО «Больше Чем Агентство» Петро Шекшеев. Он просит не ассоциировать большинство с кривляющимися подростками в Tik-Tok или треш-стримерами.
«Спектр блогеров очень и очень широк. Есть и бьюти-блогеры, автомобильные блогеры, тревел-блогеры. Звезды, которые ведут свои аккаунты в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией) тоже являются блогерами с точки зрения рынка рекламы, маркетинга, они все равно выкладывают свой контент в интернете. Многие из них делают много социального, патриотического и качественного контента.
Многие работают с крупными социальными институтами, с государственными институтами и мы, как давно работающие с теми, кто считает блоги своей профессией, научились им помогать. Каждый блогер – это не просто юноша с телефоном, это большая команда. В соцсетях вы видите одного человека, но за ним стоит SMM-специалист, креатор, контент-менеджер, бухгалтер», — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что сегодня все рекламные компании в блогосфере уже давно работают «в белую», по официальным договорам, и платят все налоги.
«Рынок сам по себе уже давно обелился и мы хотим чтобы государство тоже об этом знало и контролирующие органы, мы готовы с ними сотрудничать, очень хотим, чтобы государство не относилось к блогерам только как врагам, постящим нелегальный контент или пытающимся уклониться от налогов», — считает Шекшеев.
Соглашение о сотрудничестве
АНО «Белый Интернет» и «Ассоциация Блогеров и Агентств» (АБА) совместно займутся популяризацией правовой культуры и защитой цифровых прав граждан. На пресс-конференции было подписано соглашение о сотрудничестве.
Договоренность предусматривает выработку единого подхода по популяризации правовой культуры, добросовестности в сети и цифровой гигиены. Эксперты АНО «Белый Интернет» и «АБА» намерены совместно проводить тематические выступления, лекции и взаимодействовать с органами государственной власти. Стороны также будут вырабатывать стратегию по профилактике правонарушений и вредоносного воздействия среди блогеров и продвижение через блогосферу идей и тем защиты граждан от вредоносного контента.
«Это рамочное соглашение: чтобы делать крупные и важные дела. Многие блогеры ошибочно говорят неправовые вещи и не потому, что они противники права, а потому, что они права не знают, мы будем их просвещать», — пояснила Сидоренко.
По ее словам, юридическая подковка интернет-авторов необходима, поскольку блогеры транслируют идеи на огромную аудиторию. «Самая лучшая профилактика – это ранняя профилактика. И ей мы и займемся», — указала член СПЧ.