Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы.
Анализ доказательств персональной виновности подсудимых
Ниси Тосихидэ и Оноуэ Масао
На судебном следствии была полностью установлена виновность двух других подсудимых: Ниси Тосихидэ и Оноуэ Масао. Первый из подсудимых – Ниси являлся начальником филиала отряда № 673, а второй – начальником филиала № 643.
Оба этих подсудимых были полностью осведомлены о содержании преступной работы отряда № 731 по подготовке бактериологической войны и принимали активное участие в этой работе. Подсудимый Ниси принимал участие в опытах над живыми людьми.
Так, материалами дела установлено, что в январе 1945 года Ниси участвовал в опытах по заражению людей газовой гангреной. Жертвами этих опытов пали 10 китайских патриотов, умерших после эксперимента, как это видно из показаний самого Ниси, в тяжелых мучениях.
Как Ниси, так и Оноуэ являлись одними из наиболее деятельных помощников генерала Исии в подготовке бактериологической войны, полностью осведомленных о планах Исии по применению бактериологического оружия. Оба этих подсудимых признали свою вину в предъявленных им обвинениях, они изобличаются, кроме того, показаниями свидетелей и предъявленными суду документами.
Сато Сюндзи
Подсудимый Сато Сюндзи вступил в 1922 году в японскую армию, он дважды прошел, как и большинство остальных подсудимых, специальный курс военно-медицинской академии, прослужив значительное время на разных военно-врачебных должностях и в качестве преподавателя академии.
Свто в 1941 году в чине полковника был назначен в город Кантон на должность начальника бактериологического отряда № 8604, имевшего условное наименование «Нами», а в феврале 1943 года переведен в Нанкин на должность начальника бактериологического отряда «Эй 1644».
Я уже останавливался подробно на характеристике деятельности нанкинского отряда «Эй 1644». Так же, как и отряд № 731 и отряд № 100, нанкинский отряд являлся секретным бактериологическим формированием японской армии, созданным для целей агрессивной бактериологической войны.
Доказано, что именно отряд «Эй-1644» вместе с отрядом Исии проводил бактериологическую атаку против китайского мирного населения.
Также доказано, что в отряде «Эй-1644» проводились жестокие эксперименты над живыми людьми.
Сам факт назначения Сато на должность начальника отряда «Эй-1644» уже свидетельствует о том, что он является активным участником агрессивной бактериологической войны. Это же подтверждается и данными о производственной мощности специальной аппаратуры отряда, предназначенной для массового культивирования бактерий. Эти микробы, вырабатываемые в больших количествах, должны были быть использованы для целей бактериологической войны, так как на судебном следствии было установлено, что производством вакцин нанкинский отряд пости не занимался.
Сато долго и упорно отрицал свою вину. Под тяжестью предъявленных доказательств он вынужден был признать, что командовал отрядами, являвшимися специальными бактериологическими формированиями, предназначенными для ведения бактериологической войны.
На судебном следствии Сато признал также свою полную осведомленность об участии отряда «Эй 1644» в бактериологическом нападении в 1942 году на китайские войска в Центральном Китае во время так называемой чжеганской операции. Он признал также, что этот возглавляемый им отряд являлся бактериологическим арсеналом японской армии.
Являясь в 1944 году начальником санитарной службы пятой Квантунской армии, Сато оказывал практическую помощь филиалу отряда Исии в Хайлине. Он издал специальный приказ об организации специальных команд для ловли грызунов и доставки их в Хайлинский филиала отряда № 731.
Сато являлся одним из активных участников подготовки бактериологической войны, и я считаю виновность его доказанной материалами дела.
Кикучи и Купусима
Подсудимые Кикучи и Курусима служили лаборантами. Один – в филиале № 643, другой – в филиале № 162 отряда № 731.
Оба они помогали офицерам этих отрядов в культивировании бактерий, будучи вполне осведомленными о том, что их работа направлена на подготовку бактериологической войны.
Кикучи, кроме того, прошел летом 1945 года подготовку на курсах при отряде № 731, где готовились кадры для ведения активной бактериологической войны. Этих фактов не отрицают сами подсудимые Кикучи и Курусима.
Таким образом, оба они должны отвечать за то, что являлись участниками подготовки бактериологической войны.
(Известия, 31 декабря 1949 г.)