Полномочный представитель РСФСР обратился к латвийским властям с нотой по поводу высылки граждан, признанных властями нежелательными: в ней утверждается, что правительство Латвии не только не предупредило Россию о том, что эти люди будут перенаправлены в советскую республику, но и пока длилось разбирательство, что за неизвестный эшелон с людьми прибыл на границу, латвийский конвой начал расстреливать пассажиров.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 17 июня 1921 года.*
Латвия и Советская Россия
Расстрелы
Рига, 13 июня. Латвийское правительство без предварительного предупреждения Российского правительства отправило их Латвии к границе России эшелон с латвийскими подданными в качестве граждан, признанных нежелательными. Кога русские пограничные власти, не имея об этом эшелоне никаких сведений, отказались принять его, латвийский конвой начал расстреливать своих высылаемых сограждан. Только после этого, разобрав в чем дело, русские власти согласились принять к себе высылаемых, но двое из них были уже убиты.
Военно-полевой суд, разобрав дело по обвинению латвийских коммунистов, членов центрального комитета и группы террористов Кретуля в количестве 20 лиц в попытке к свержению существующего строя с помощью оружия, постановил 17 подсудимых расстрелять. В отношении 9 лиц приговор приведен в исполнение в субботу в 2 часа ночи; остальным смертная казнь заменена бессрочной каторгой.
По поводу этих событий полномочный представитель Р. С. Ф. С. Р. обратился к латвийскому правительству с нотой, в которой говорит о высылке в Россию латвийских подданных без предварительного предупреждения Советского правительства, как об акте, явно нарушающем рижский мирный договор. Что касается осужденных коммунистов, то для предупреждения их казни Российским представительством были употреблены все усилия Латвийскому правительству было предложено обменять осужденных коммунистов на латвийских подданных, осужденных в России к смертной казни, при чем тов. Ганецкий ссылался как на прецедент на аналогичные переговоры между Венгрией и Россией. В личной беседе с латвийскими министрами иностранных и внутренних дел тов. Ганецкий указал, что Российское правительство ради спасения осужденных готово и на другие уступки. Г.г. Меерович и Берт выразили полное согласие на предложение Российского полномочного представителя и заверили его, что приговор не будет приведен в исполнение и что осужденные находятся в полной безопасности. Однако, несмотря на эти заверения министров, осужденные были казнены латвийским правительством. Против этого полномочный представитель Р. С. Ф. С. Р. выразил глубокое возмущение и самый резкий протест от имени Российского правительства, которое сделает из всего этого соответствующие выводы.
(Известия В. Ц. И. К.)
Подготовил Евгений Новиков
* Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены