Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Нюрнберг, 21 февраля. (ТАСС). Утреннее заседание трибунала открывается речью представителя советского обвинения тов. Гагинского. Он представляет документальные доказательства виновности подсудимых по разделу: «Разрушение и разграбление культурных и научных ценностей, культурно-бытовых учреждений, монастырей, церквей и других учреждений религиозных культов, а также разрушение городов и сел».

Среди многочисленных и тягчайших военных преступлений, совершенных гитлеровскими заговорщиками, говорит обвинитель, преступлений, подробно перечисленных в третьем разделе обвинительного акта, особое место занимают преступления против культуры. В этих преступлениях сказался весь вандализм германского фашизма. Гитлеровцы мечтали вернуть Европу ко временам господства гуннов и тевтонов. Они пытались повернуть человечество вспять. Гитлер говорил: «Мы – варвары, и мы хотим быть варварами. Это – почетное звание».

Обвинитель указывает, что задолго до вероломного нападения на СССР готовился к грабежу так называемый «эйнзатцштаб Розенберга». Грабительская деятельность подсудимого Розенберга координировалась с деятельностью Геринга, Гейдриха и германским верховным командованием.

«Эйнзатцштаб Розенберга» и начальник этого штаба Утикаль были центром, который координировал преступную деятельность многих грабительских организаций, вдохновляемых и направляемых гитлеровским правительством и германским верховным командованием.

Обвинитель цитирует приказ Гитлера, уже представленный американским обвинением, в котором говориться: «Его (Розенберга) эйнзатцштаб по оккупированным областям имеет право проверять библиотеки, архивы и иные культурные организации всех видов и конфисковать их для выполнения заданий национал-социалистической партии… Положение о проведении совместной работы с вооруженными силами издает начальник верховного командования вооруженными силами по договоренности с рейхслейтером Розенбергом. Необходимые меры в пределах восточных областей, управляемых Германией, принимает рейхслейтер Розенберг в качестве рейхсминистра по оккупированным восточным областям».

Этот грабеж, именуемый в письме Розенберга к Борману «конфискация», проводился Розенбергом в тесном сотрудничестве и контакте, на основе письменного соглашения его ведомства с ведомством Гиммлера. О том значении, которое гитлеровские заговорщики придавали грабительским штабам Розенберга, свидетельствует специальный циркуляр Геринга всем партиям, государственным и военным учреждениям, которым предписывалось оказывать содействие «эйнзатцштабу Розенберга».

Повсеместным грабежом во временно оккупированных районах СССР, производившимся по прямым приказам германского правительства, руководили не только Геринг, Розенберг и бывшие в их подчинении различные «штабы» и «команды». Эти же занималось и министерство иностранных дел, возглавлявшееся Риббентропом, через «специальное формирование».

О создании такого формирования, так называемого «батальона Риббентропа», и его практической деятельности по разграблению культурных ценностей на территории СССР свидетельствует в своем письменном заявлении от 10 ноября 1942 года оберштурмфюрер СС доктор Форстер, взятый в плен частями Красной Армии в районе Моздока. Доктор Форстер служил в так называемом батальоне Риббентропа. «Этот батальон, указывает в своем заявлении Форстер, - был создан по инициативе министра иностранных дел Риббентропа и действовал по его руководством». В задачи этого батальона особого назначения входило: немедленно после падения крупных городов захватить в них культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений, отбирать ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять все это в Германию. Роты этого батальона действовали при различных армейских группах немецких войск. Штаб батальона находился в Берлине.

Перед отъездом в Россию, - показывает Форстер, - командир батальона майор фон Кюнсберг передал нам приказ Риббентропа – основательно «прочесывать» все научные учреждения, институты, библиотеки, дворцы, «перетрясти» архивы и накладывать свою руку на все, что имеет определенную ценность.

Как следует из показания Форстера, одна из рот этого батальона изъяла ценности из дворцов в пригородах Ленинграда. В Детском Селе рота захватила и вывезла имущество большого дворца-музея императрицы Екатерины. Наборный пол сложного рисунка был увезен в разобранном виде. Из дворца Александра вывезены старинная мебель и богатая библиотека в шесть-семь тысяч книг на французском языке и свыше пяти тысяч книг и рукописей на русском языке. 

Грабеж произведений искусств производился на временно оккупированных территориях Советского Союза не только «батальонами» и «командирами». В сообщении Чрезвычайной Государственной комиссии от 24 июня 1943 года говорится: «Ростовский музей изобразительных искусств ограблен и вывезен в Германию командующим первой танковой армией генералом кавалерии Макензеном и начальником отдела пропаганды первой танковой армии Миллером».

Все эти факты, говорит обвинитель, с неопровержимостью устанавливают, что гитлеровцы занимались грабежом и разбоем. Они грабили все, начиная от рядового солдата и кончая преступными руководителями гитлеровской Германии. То же самое делалось в отношении разрушения культурных ценностей. Указания и директивы о разрушении культурных ценностей исходили от руководителей гитлеровской Германии, от высших чинов военного командования. Гитлер, например, одобрил приказ командующего шестой германской армией генерал-фельдмаршала фон Рейхенау, в котором говорится: «Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянки войсковых частей. Все остальное… должно быть уничтожено».

Обвинитель оглашает далее выдержки из ноты Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. М. Молотова от 6 января 1942 года, в которых подробно говорится о бесчинствах немцев в Ясной Поляне, о глумлении гитлеровских офицеров и солдат над реликвиями музея Чайковского в Клину, об уничтожении ими Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истре.

Обвинитель особо останавливается на разрушении немцами культурно-исторических памятников русского народа, связанных с жизнью и творчеством Пушкина. 

К числу тягчайших преступлений гитлеровцев против культуры, продолжает обвинитель, относится разрушение памятников искусства и архитектуры в городах Павловск, Детское Село и Петродворец. Величественные памятники искусства и архитектуры этих городов создавались в течение двух столетий и были связаны с целым рядом крупнейших событий в истории России. Знаменитые русские и иностранные зодчие, художники и скульпторы создавали свои гениальные произведения, которые находились в этих городах-музеях. И все это, говорит обвинитель, вместе с бесценными сокровищами русского и мирового искусства было разграблено и уничтожено фашистскими громилами.

Обвинитель сообщает трибуналу материалы Чрезвычайной Государственной комиссии об ущербе, который нанесли немцы этим городам. Ворвавшись в Петродворец 23 сентября 1941 года, немецкие захватчики сразу же приступили к грабежу ценностей. Из дворцов Большого, Монплезир и других они вывезли в Германию около 30 тысяч музейных экспонатов и среди них 4.950 предметов уникальной мебели. Немецкие варвары содрали шелк, гобелены и другие декоративные материалы, украшавшие стены дворцовых зал.

В ноябре 1941 года немцы сняли знаменитую скульптуру Самсона и увезли ее в Германию. Разграбив музейные ценности, гитлеровцы подожгли большой дворец – гениальное творение Растрелли.

Вместе со знаменитым английским дворцом в Старом Петродворце немцы уничтожили живописный английский парк и все парковые павильоны.

(Известия, 22 февраля 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены