С середины XVI века и до второй половины XVII века в России существовала форма правления государством, которую принято называть сословно-представительной монархией. О правовых институтах ее составлявших и формате их функционирования – в восемнадцатом материале тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
При сословно-представительной монархии глава государства, не имея пока разветвленного бюрократического аппарата, в деле управления страной опирается на сословно-представительные органы, которые помогают ему и одновременно ограничивают единоличную власть.
Однако некоторые ученые считают, что в России не было в буквальном смысле ограничения власти монарха, другие же утверждают, что об «ограничении власти царя» со стороны представительных органов говорить можно, но лишь с большими оговорками. Особенно если речь идет о периоде правления Ивана IV, установившего режим самодержавия.
И все же мы полагаем, что даже Иван Грозный вынужден был считаться с мнением Боярской Думы – представительного органа аристократического боярского сословия. Именно эти ограничения и послужили причиной введения особого режима управления страной – опричнины. Ведь территорией «земщины», не включенной в состав «царского удела» - опричнины, управляла Боярская Дума. Следовательно, сам царь вынужден был ограничить свою власть территориально.
Кроме такого своеобразного «географического ограничения» своей власти Иван IV часто и подолгу совещался с боярами на заседании Боярской Думы, вырабатывая вместе с ними свои решения. Да, это был больше совещательный орган, но царь явно нуждался в таких совещаниях и искал там поддержки.
Боярская Дума была постоянным рабочим органом, своего рода «расширенным правительством» и одновременно высшим законодательным и судебным органом государства.
Отвечая на вопрос, «ограничивала» ли она власть монарха, следует вначале определиться с содержанием этого термина. На наш взгляд, под «ограничением» не обязательно понимать в буквальном смысле оппозицию и противостояние монарху.
Длительные многочасовые обсуждения вопросов в Думе выглядели часто весьма полемичными и совсем не сводились к немедленному одобрению проектов государя. Бояре вносили в первоначальные предложения царя свои дополнения и поправки. А Иван IV, придя на заседание с одним вариантом решения, часто возвращался с весьма измененным окончательным текстом документа или вообще отказывался от своего проекта по совету и настояниям бояр.
В Судебнике 1550 г. прямо говорилось, что все законы в государстве должны приниматься с "государеву докладу и со всех бояр приговору". И поэтому все указы монарха после принятия их Думой начинались со слов: «Царь указал, а бояре приговорили», чем подчеркивался факт согласования и согласия Боярской Думы с монархом по данному решению. Исполнители законов и указов на местах – бояре – всегда обращали внимание на эти последние два слова в заголовке, т.е. указ царя таким образом приобретал больший вес.
Следовательно, о некотором ограничении власти русского царя со стороны сословно-представительных органов в этот период все же можно говорить, понимая под этим термином относительно мягкие формы такого ограничения. Эпоха абсолютной монархии еще не наступила.
Другим, намного более широким по составу, сословно-представительным органом был Земский Собор. В нем были представлены и другие сословия, кроме бояр. Туда входили все члены Боярской Думы и верхушка духовенства – члены Освященного собора, а также выборные представители от дворян и посадских людей.
О социальном составе одного из соборов сохранился исторический источник. На Земском Соборе 1566 года присутствовало: от Боярской думы 30 человек, от духовенства 32 человека, дьяков и приказных 33 человека, дворян 20 человек и торговых людей 75 человек.
Земский Собор созывался время от времени только по значительным поводам для принятия решений по важнейшим вопросам. Так как в нем по удельному весу бояре не доминировали, то этот орган намного более уместно называть не ограничителем царя, а его опорой. К тому же Земский Собор представлял интересы разных сословий непосредственно перед монархом. И этот вид «обратной связи» царя с подвластным населением действовал вполне эффективно.
Первый Земский Собор был собран в 1549 году сразу после восстания в Москве и потому получил название «Собор примирения». Всего за время существования этого органа было созвано 57 соборов. Четыре из них были посвящены избранию царя: в 1598 году в связи с пресечением династии Рюриковичей царем был избран боярин Борис Годунов, в 1606 году – Василий Шуйский, в 1613 году – избран первый царь дома Романовых – Михаил Федорович, в 1682 году – избраны одновременно два царя: Иван и Петр.
Об ограничении власти царя сословно-представительными органами в этот период наиболее определенно было сказано в решении Земского Собора 1613 года, избравшего Михаила Романова царем.
Согласно этому приговору монарх был обязан: «Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах».
Заметным событием явился Земский Собор 1653 года. На нем обсуждался вопрос о воссоединении с Украиной. Восстание украинцев объяснялось их неравноправным положением в польском государстве, значительным возрастанием феодальных повинностей и притеснением православной веры.
Еще в 1649 году в Москву поступила просьба украинцев о присоединении, но она была отклонена, так как это неизбежно бы привело к русско-польской войне, к которой Россия была не готова. Но затем ситуация для украинцев серьезно осложнилась: Польша начала против них военные действия, которые длились до 1653 года.
Собор 1653 года был очень представительным по составу, в его работе принимали участие, кроме членов Боярской Думы, «архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы… и всяких чинов люди». Постановление о воссоединении с Украиной было поддержано всеми участниками этого исторического Земского Собора.
Решения Собора 1653 года действительно привели к длительной и тяжелой войне с Польшей. Война закончилась в 1667 году Андрусовским перемирием, по которому Польша признала вхождение Украины в состав России.
Таким образом, Россия в XVI-XVII вв. в несколько своеобразной форме прошла этап сословно-представительной монархии, при которой различные сословия через своих представителей принимали участие в управлении государством, в принятии важнейших решений.
Продолжение читайте на сайте 14 марта