Борис Годунов – был одним из самых полезных для развития страны правителей своего времени, однако в историю вошел как цареубийца и предтеча Смутного времени. Подробности восхождения к вершине власти и особенностей правления первого на Руси демократически избранного царя – в девятнадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


В период опричнины в противовес знатным боярским родам Иван IV выдвигал на высокие государственные должности опричников, не принадлежавших к древним фамилиям. Это коснулось и рода Годуновых – средних вяземских помещиков. 

Дмитрий Иванович Годунов записался в опричный корпус и сделал при дворе хорошую карьеру, став главой одного из приказов. Затем он испросил разрешения у царя поселить у себя в Кремле двух осиротевших детей родного брата: Бориса и Ирину Годуновых.

Борис Годунов оказался весьма образованным, любознательным и умным юношей, и Иван Грозный это заметил, часто вступая с Борисом в разговоры. А когда Борису исполнилось 18 лет он записывается в опричники и получает высокую должность постельничего.

В поле зрения царской семьи попала и сестра Бориса – Ирина. Наследник престола царевич Федор сделал ей предложение, и она стала его женой. А Борис женился на дочери Малюты Скуратова – ближайшего сподвижника Ивана IV. Эти два брака очень укрепили положение Бориса Годунова при дворе. Царь открыто выступал его покровителем: возвел его в звание боярина и поручил ему быть опекуном молодой семьи наследника.

В 1584 году в свои 53 года неожиданно умирает Иван IV. На престол восходит болезненный от рождения Федор, который был совершенно не готов к управлению страной. В царском окружении его считали «блаженненьким» и потому для реального руководства государственными делами был учрежден регентский совет из знатных бояр и князей. Однако через непродолжительное время шурин царя Борис Годунов смог оттеснить и репрессировать членов этого совета и стал фактическим правителем государства при номинальном царе Федоре.

Борису Годунову было очень важно и в дальнейшем сохранить родство с царем. Однако его положению шурина царя стала угрожать опасность. Дело в том, что шли годы, а Ирина никак не могла родить ребенка. Но государству обязательно нужен был наследник трона. По сложившимся обычаям, в подобном случае царю даже церковью разрешалось взять другую жену, а бесплодную сослать в монастырь. 

И над Ириной сгустились тучи: бояре, крайне недовольные возвышением «худородного» Годунова, в открытую стали готовиться к пострижению ее в монахини. Тем более, что и в завещании Ивана Грозного прямо говорилось, что в случае бесплодия Ирины женить Федора на другой невесте. И Иван даже назвал имя второй претендентки – княжна Ирина Мстиславская. Но Борис Годунов не допустил такого, и в монастырь была отправлена не его сестра, а княжна Мстиславская. 

Так и умер в 1598 году царь Федор, не оставив наследника. 

Первая датированная русская копейка (копейка Федора Ивановича) имеет буквы под конём В/НО.РД - Эти буквы расшифровываются как "Великий Новгород, 104" - 7104 год от сотворения мира на современное летоисчисление - 1596 год.


Но у Федора был младший брат – Дмитрий, обитавший в Угличе. И в случае смерти Федора только он мог вступить на престол. Это был последний Рюрикович. Но надо же такому случиться, что восьмилетний мальчик во время игры случайно сам себя зарезал. И тем самым прервался род «природных» царей Рюриковичей.

И собравшийся в 1598 году Земский собор провозгласил Бориса Годунова царем. Это был первый из царей, который получил трон не по наследству, а будучи избранным. И история показала, что выбор этот себя во многом оправдал. Годунов показал себя просвещенным и дальновидным государственным деятелем. 

В перечне успехов, достигнутых Борисом Годуновым во время своего правления, значатся как внешнеполитические дела, так и многие положительные и знаковые моменты во внутригосударственной сфере. Так, ему удалось в 1595 году закончить войну со Швецией, вернув территории, утраченные во время Ливонской войны. 

Совершенно невиданные ранее масштабы приобрело строительство новых городов и создание крепостных сооружений. Была построена уникальная Смоленская крепостная стена, а в Москве весь Белый город был опоясан девятикилометровой неприступной стеной с 29-ю башнями. Эта стена спасла в 1591 году город во время набега крымского хана Казы-Гирея, который имел 150 тысячную армию, но, увидев новые укрепления, сразу отказался от мысли штурмовать Москву.

Принципиально важным для Российского государства стало продвижение на юг – на территорию Дикого поля. Так назывались русские земли в степной зоне, которые обезлюдели за прошедшие века из-за постоянных набегов кочевников. Русские крестьяне вынуждены были уходить на север под защиту лесов и селиться в лесостепной и лесной зонах. 

Теперь же эти земли возвращались в состав России. В 1585 году была построена крепость Воронеж, а затем Ливны. Еще дальше в степь удалялись засечные черты – укрепления, предназначенные для защиты страны от набегов крымчан. В 1596 году был построен Белгород. 

Активно велось заселение и хозяйственное освоение опустевших во время ордынского владычества земель к югу от Рязани. На Волге были заложены и построены города: Самара, Саратов, Царицын. Интенсивно осваивалась Западная Сибирь: были основаны города: Тюмень, Тобольск, Томск, Сургут и другие.

Годунов обладал и высокими дипломатическими качествами. Так, он приложил огромные усилия и проявил редкую изобретательность для того, чтобы совершить невероятное: Русская православная церковь обрела свою независимость от Константинопольского патриархата и сама выбрала своего патриарха. Значение этого события для авторитета Русского государства трудно переоценить.

Но при всех своих положительных характеристиках и великих свершениях у Бориса Годунова был один большой «изъян» – он не был «природным царем». Князья и бояре никак не могли смириться с тем, что, вопреки традициям и обычаям, первым лицом в государстве стал не представитель одного из знатных древнейших родов, а «худородный» Годунов. И потому большинство из них не стали верными сподвижниками нового царя, а плели интриги вокруг него и распространяли о нем порочащие его слухи.

В обществе такие слухи находили благодатную почву: простой народ, веря в богоизбранность прежних царей из правившей династии, заведомо с недоверием отнесся уже к самому факту избрания царя. Такой царь им представлялся каким-то «неполноценным». А слухи о нем казались правдоподобными. 

Так Иван Грозный умер в свои 54 года довольно неожиданно, причем в момент смерти с ним было всего два человека: Годунов и Бельский, с которым царь играл в шахматы. Сэр Джером Горсей в своей книге «Записки о Московии» прямо утверждает, что Иван был якобы «удушен» Борисом. 

Затем все были очевидцами того, что Годунов решительно воспрепятствовал смене бесплодной царицы, оставив трон без наследника, а царевич Дмитрий вдруг нелепо и непостижимо погибает. 

Всё это вместе взятое и складывалось у людей в чудовищную мысль о том, что во главе государства стал глубоко порочный человек, пробравшийся к трону кровавым путем убийств законных правителей.

И когда в 1601-1603 гг в России случился период катастрофических неурожаев, вызвавший Великий голод, все эти слухи о Годунове приобрели законченную форму: Бог якобы послал страшные беды на Русь в наказание за то, что она избрала своим главой убийцу, воцарившегося неправедными путями и погубивший помазанников божьих.

Народ уповал только на то, чтобы на трон снова взошли «природные цари». В этом люди видели свое спасение. Но это могло произойти только в случае воскрешения кого-то из Рюриковичей. И это свершилось. В 1604 году объявился «живой царевич Дмитрий». И многие в это поверили, потому что очень хотели в это верить.

Начиналась Великая Смута.

Продолжение читайте на сайте 21 марта