Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Несостоявшийся подарок

Командир 38-го армейского корпуса гитлеровской армии генерал артиллерии Курт Герцог обещал летом 1943 года подарить городу Инстербургу исторический памятник «Тысячелетия России», который украшал Новгород. По приказу Курта Герцога памятник был разобран и подготовлен для отправки в Германию. Но началось оживление на фронте, и вскоре, зимой 1944 года, Курту Герцогу под натиском частей Красной Армии самому пришлось поспешно оставить древние стены Новгородского Кремля, не выполнив до конца своего обещания.

Руками искусных мастеров, с помощью ученых, памятник полностью восстановлен и занимает свое место на кремлевском дворе. Генерал Герцог также в Новгороде, и также на своем месте – на скамье подсудимых.

С ним рядом еще 18 гитлеровцев, обвиняемых, как и генерал Герцог, в массовом истреблении мирных советских граждан, в разрушении городов и сел, в разграблении государственного, общественного и личного имущества советских людей в Новгороде и Псковской областях, а также под стенами Ленинграда – в Петродворце.

Среди подсудимых генерал-майор Руппрехт, полковники Зассе и Финдайзен, подполковник Иозеф Геринг, майоры Фишер, Вильфорд, Бройер и другие, непосредственные исполнители и организаторы чудовищных злодеяний. Из девятнадцать подсудимых двенадцать состояли в гитлеровской национал-социалистической партии.

Обвинительное заключение, плод продолжительной и кропотливой работы советского следствия, языком фактов и цифр повествует и напоминает о том, чего никогда не забудут живущие у русского озера Ильмень, но что уже начинают забывать за океаном.

На временно оккупированных территориях Новгородской и Псковской областей немецкие палачи расстреляли, повесили, заживо сожгли, замучили в тюрьмах, лагерях свыше 34.000 мирных жителей, угнали в рабство в Германию свыше 316.000 мирных советских граждан. Вернулись далеко не все. Нет ли новгородцев и псковичей в лагерях для перемещенных лиц, откуда им препятствуют возвратиться? Этот вопрос задают себе многие из присутствующих в зале судебного заседания.

Гитлеровцы за время своего хозяйничанья в Новгородской области почти полностью уничтожили города: Новгород, Старая Русса, Сольцы, Малая Вишера, Чудово. Оккупанты разрушили в Псковской области города Дно, Порхов, Остров.

В перечне преступлений, совершенных генералом Герцогом и его бандой, разрушение церкви Спаса Нередицы, воздвигнутой в XII веке с всемирно известной фресковой росписью. Они разрушили Софийский собор, построенный при князе Владимире Ярославиче, и десятки других исторических памятников, которыми богат древний Новгород.

Общий ущерб по Новгородской и Псковской областям, причиненный гитлеровцами, по данным Государственной Чрезвычайной Комиссии, составляет около 49 миллиардов рублей, не считая ничем неоценимых многих тысяч человеческих жизней.

Судебный процесс в Новгороде открылся 7 декабря 1947 года. Дело слушается выездной сессией Военного трибунала Ленинградского военного округа под председательством т. Исаенкова. Обвинение поддерживает прокурор полковник юстиции Стрекаловский.

«Коричневая карта»

Дает показания бывший генерал-майор Руппрехт. Суд шаг за шагом раскрывает чудовищные преступления бывшего руководителя военно-полевой комендатуры,каких было множество на оккупированных территориях.

Только в декабре 1943 года и в январе 1944 года Руппрехт организовал три карательных экспедиции, в результате которых было сожжено 83 населенных пункта, расстреляно, замучено и заживо сожжено почти 1.500 мирных советских граждан. Из разрушенных городов и сел Руппрехт отправил на рабский труд в Германию 3.000 человек.

Прокурор: Если вашей задачей являлась борьба с партизанами, то зачем вы истребляли мирное население?

Руппрехт: Для солдата важно иметь ордена, а чем больше успехов, тем больше орденов…

Гневные возгласы из зала побудили бывшего генерала прибегнуть к «эластичному» отступлению, и он добавил:

- Однако я хотел бы заверить сидящих здесь, что я и раньше относился к ним с уважением…

Об «уважении» Руппрехта к советским гражданам был вынужден рассказать изобличенный на суде подсудимый Винтер.

- Однажды я был приглашен к генералу Руппрехту. Он показал мне так называемую «коричневую карту», на которой были указаны пути нашего предстоящего отступления. Генерал приказал мне уничтожить все населенные пункты, лежащие между полосами отступления.

О том, как осуществлялся злодейский план, разработанный Руппрехтом в виде «коричневой карты», мы узнали из показаний подсудимого Фишера. Он увлекся, вспоминая о прошлом, и перед нами сменялись картины, одна другой ужаснее. Это он, Фишер, лично спалил 18 русских деревень в Порховском районе Псковской области. Это он лично в русских деревнях Замосье и Большая Каменка заживо сжег 42 человек. Там были убеленные сединами труженики, там были матери, прижимавшие к груди своих детей.

Пред судом проходит новая группа подсудимых, возглавляемая полковником Карлом Зассе, также бывшим комендантом одной из военно-полевых комендатур.

То, чего нельзя забыть

Петродворец строили Растрелли и Земцов, Кваренги и Воронихин. Его разрушили гитлеровцы, в том числе бывший генерал артиллерии Курт Герцог. Его имя – в числе первых, занесенных Чрезвычайной Государственной Комиссией в список виновников блокады Ленинграда.

В сентябре 1941 года немецкие войска ворвались в Петродворец, сомкнув кольцо блокады вокруг Ленинграда. Там были и части 291-й пехотной дивизии, которой в то время командовал Герцог.

В зале судебного заседания находятся делегаты трудящихся Петродворца и Ленинграда. Они отлично помнят, как банды Герцога варварски разрушали величественные памятники мирового искусства, грабили исторические ценности и памятники, и никогда не забудут блокады города Ленина, непосредственным виновником которой в числе других является Герцог.

- Я только солдат, - утверждает подсудимый.

- Не солдат, а убийца и погромщик, - говорят присутствующие на суде свидетели.

- Я никогда не был в самом Ленинграде, - оправдывается Герцог.

Чудовищны также многочисленные преступления Герцога в Новгородской области, где он разрушал исторические памятники, где по его приказанию расстреляно и замучено 3.700 советских граждан. Более 100.000 человек Герцог и его подчиненные угнали в Германию.

Суду дают показания свидетели. К столу подходит колхозница Евдокия Беляева. Подсудимый Руппрехт приказал в числе других жителей деревни Горушка расстрелять и сжечь Беляеву вместе с ее пятью детьми. Дети погибли, раненная Беляева выбралась из огня, спаслась и теперь изобличает преступников, называя имена детей и показывая свои раны.

ЕЕ сменяет 67-летницй плотник из деревни Починок – Павел Васильевич Васильев. Он по приказу подсудимого Финдайзена в числе двухсот человек расстреливался на реке Полисть, но случайно уцелел, потеряв ногу.

- Когда начали расстреливать, - рассказывает 17-летний свидетель Толя Петров, - я лег и тем спасся. Мой младший братик и мама погибли.

(Известия, 10, 12, 16 декабря 1947 г.)

Приговор

Больше 10 дней Военный трибунал Ленинградского военного округа разбирал дело 19 немецких офицеров и унтер-офицеров, обвинявшихся в тягчайших преступлениях, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года.

Приговор: генерал артиллерии Герцог, генерал-майор Руппрехт, капитан Монх, майор Хаунспергер, лейтенант Доблер, майор Фишер, майор Винтер, майор Вильродт, подполковник Геринг, старший лейтенант Франкенштайн, штабсфельдфебель Кайрат, полковник Зассе, лейтенант Мейер, зондерфюрер Лантревиц, оберфельдфебель Моль, Преслер, Хаббе, майор Бройер и полковник Финдайзен – приговорены к 25 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

(Правда, 19 декабря 1947 г.)


Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены