Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Речь государственного обвинителя

Берлин, ТАСС, 30 октября 1947 года. На процессе гитлеровских палачей бывшего концлагеря «Заксенхаузена» с обвинительной речью выступил государственный советник юстиции 2-го класса Ф. А. Беляев.

Рассматривая это дело, говорит государственный обвинитель, мы должны помнить, что «Заксенхаузен» - только один из многих концентрационных лагерей, которыми немецкие фашисты застроили Германию и оккупированные ими территории других государств Европы. 

Данные предварительного и судебного следствия в достаточной степени показали, что сидящие на скамье подсудимые ревностно выполняли эти задачи по массовому истреблению людей и превратили «Заксенхаузен» в лагерь смерти. За это их щедро награждали и повышали по службе.

В общей сложности через концлагерь «Заксенхаузен» за время его существования прошло всего 200.000 заключенных. Здесь томились видные государственные деятели оккупированных гитлеровцами стран Европы – министры, генералы, партийные руководители Франции, Чехословакии, Югославии, Польши и других государств. 

С момента вероломного нападения гитлеровских разбойников на Советский Союз основную массу узников составляли военнопленные солдаты и офицеры Советской Арии, граждане и гражданки Советского Союза, насильственно вывезенные в Германию.

Все без исключения подсудимые по настоящему делу от штандартенфюрера Кайндля и до Цандера, не имеющего никакого фюрерского звания, принимали непосредственное участие в массовых убийствах и истреблении заключенных.

На основе данных судебного следствия, показаний подсудимых и свидетелей – бывших заключенных лагеря «Заксенхаузен» - государственный обвинитель констатирует, что подсудимые Книттлер, Шуберт, Гемпель, Зорге, Фикнер, Зановский, Цандер являются непосредственными участниками так называемой русской акции – осеню 1941 года. Только двое из них – Шуберт и Книттлер лично убили 700 военнопленных. Все они признали перед судом свое участие в этом кошмарном преступлении.

Прозванный «железным Густавом» подсудимый Зорге, один из самых жестоких палачей, по собственной инициативе доставлял обреченных солдат и офицеров Советской Армии к месту казни.

Книттлер, Шуберт, Фикнер и другие фашистские бандиты в «Заксенхаузене» под руководством матерых эсэсовцев специалистов по истреблению людей – Кайндля, Гена и Баумкеттера – продолжали истребление советских людей вплоть до разгрома Германии.

Садист Зорге показал, что в 1942 году он участвовал в «мелких» операциях по расстрелу советских граждан. Он лично расстрелял 25 человек.

Палач Цандер показал о расстреле в первой половине 1942 года 450 советских военнопленных.

Не довольствуясь казнями при помощи душегубок, комендант Кайндль по собственной инициативе построил стационарную газовую камеру и начал широко применять отравление заключенных газами. Кайндль предварительно привлек для консультации опытного мастера по истреблению заключенных – главного врача лагеря эсэсовца Баумкеттера. Тот полностью одобрил проект своего начальника.

Умерщвление заключенных в лагере «Заксенхаузен» производилось посредством целой серии преступных медицинских экспериментов, исход которых заранее был предрешен. Начиная с 1941 года, на военнопленных систематически испытывались образцы новых боеприпасов и отравляющих веществ.

Объектами экспериментов были не только взрослые, но и дети.

В связи с приближением частей Советской Армии к Берлину в 1945 году Кайндль по списку,  составленному Баумкеттером, распорядился расстрелять две тысячи заключенных из числа больных и нетрудоспособных. Затем была проведена массовая операция по расстрелу заключенных, содержавшихся в филиале лагеря Либерозе. За несколько дней было расстреляно еще 1.800 человек. Не прекращались и одиночные расстрелы.

Всего в этот период было истреблено около 5.000 заключенных.

Когда после массовых операций по уничтожению людей и отправок «транспортов смерти» в другие лагеря в «Заксенхаузене» в апреле 1945 года все еще оставалось 45.000 заключенных, Кайндлю от имени Гиммлера и Геббельса было предложено любой ценой уничтожить лагерь и его узников. Гиммлеровский штаб принял решение транспортировать оставшихся заключенных «Заксенхаузена» на баржах в море и утопить их. Однако это не удалось осуществить. Успешное продвижение частей Советской Армии и войск союзников избавило десятки тысяч заключенных «Заксенхаузена» от неминуемой гибели.

Наряду со взрослыми в одинаковых условиях в лагере содержались и эксплуатировались 800 советских юношей и подростков в возрасте 14-18 лет.

Среди заключенных были распространены массовые заболевания: туберкулез легких, дистрофия, кишечно-желудочные заболевания.

Если заключенные не могли исполнять тяжелой физической работы, Зорге, Книттлер, Рен, Фреземан направляли их в своеобразную штрафную роту, получившую название «стоячей команды». В любую погоду под дождем, снегом или в знойный день заключенные выстаивали от 9 до 10 часов в положении «смирно». В стоячей команде умирало до 20 человек в день.

Страшное зрелище представляла находившаяся в подчинении Бреншайдта команда «бегунов», на которых испытывалась обувь для гитлеровской армии. Марш бегунов начинался с 5 часов утра и длился беспрерывно до 5 часов вечера. Им выдавались ботинки, изготовленные на фабриках, причем Бреншайдт умышленно распределял ботинки не по размерам ног. Нужно было ходить «гусиным шагом», ползать по-пластунски, прыгать на месте в тесной обуви.

Бегунов беспощадно избивали: за то, что отставали от колонны, нарушали равнение в рядах и т. д. Бреншайдт признался в том, что он избивал заключенных почти каждый день.

В лагере существовали так называемые судные дни, когда производилась групповая порка заключенных на «козле» и подвешивание заключенных к столбам.

Рапортфюреры и блокфюреры «Заксенхаузена» изощрялись в пытках над заключенными, соревновались в изобретении новых пыток.

(Известия, 31 октября 1947 г.) 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены