Военно-промышленная машина нацистской Германии во многом держалась на нещадной эксплуатации всех доступных для гитлеровцев ресурсов на захваченных территориях, не только минеральных или производственных, но и человеческих. В материале мы вспомним о работе тыла и важной роли остарбайтеров.


Согласно документам, на территории Третьего рейха трудилось несколько миллионов остарбайтеров (ostarbeiter или «работник с Востока») - силой увезенных в Германию гражданских лиц и военнопленных. В основном это были жители республик СССР, в большинстве своем девочки, молодые женщины и мужчины.

По экспертным подсчетам, остарбайтеры составляли около четверти производительной мощи нацистской Германии. Где же они работали? Прибывавшие в рейх работники в особых сортировочных станциях распределялись по специальностям, их отбирали представители немецких заводов и фабрик. От фактически бесплатной трудовой силы никто не отказывался. «Восточные рабы» использовались почти на двух тысячах мелких, средних и крупных предприятий, в том числе таких всемирно известных фирм как Daimler-Benz, Deutsche Bank, Siemens, Volkswagen, Allianz, Bayer, ВМW. К примеру, около четверти рабочего коллектива фирмы Siemens составляли остарбайтеры, военнопленные, узники концлагерей и гетто. По некоторым данным, только при концлагере «Равенсбрюк» на Siemens работало более двух тысяч женщин – заключенных. Причем они выполняли государственные заказы по выпуску военного оборудования. Друг Адольфа Гитлера, его любимый модельер и член нацистской партии Хуго Босс (Hugo Boss) в 1933 году получил партийный заказ на производство униформы для штурмовиков, эсэсовцев и Гитлерюгенда. Впоследствии предприятие Хуго Босса расширилось и начало выпускать униформу для Вермахта. Немецкий дом моды Hugo Boss эксплуатировал сотни рабочих – остарбайтеров. Еще один промышленный немецкий гигант Daimler-Benz на своих предприятиях использовал труд десяток тысяч остарбайтеров.

Условия труда были рабскими вне зависимости от того, где «осты» работали. Зачастую никакой платы за труд им не выдавалось, а тем, кому все же положили зарплату, ее не хватало даже на самую дешевую еду. В свободе передвижения и места пребывания остарбайтеров ограничивали, в половые контакты с немцами им вступать запрещалось. Если у «женщины с Востока» рождался ребенок, при соответствии арийским стандартам его отнимали у матери и отправляли на воспитание в специальные приюты. В иных случаях детей оставляли без ухода, в большинстве своем такие младенцы умирали вскоре после появления на свет. За оставление своего рабочего места и тем более побег «работника с Востока» могли жестоко избить и даже убить. И все же труд остарбайтеров гитлеровцами был признан очень продуктивным и выгодным для военной нацистской экономики.

После разгрома нацистов крупнейшие немецкие концерны пытались искупить свои грехи, выплачивая пособия и штрафы своим бывшим работникам с Востока, но в основном эти компенсации были скромными, если не сказать ничтожными, даже без сравнения с выплатами подневольным рабочим из других стран. Только после падения Берлинской стены небольшому количеству бывших остарбайтеров выдали компенсацию в размере от 400 до 600 марок, это вызвало справедливое возмущение у оставшихся в живых «остов» и родственников уже умерших рабов рейха. Многие выступили за восстановление справедливости, в суд были поданы иски против предприятий немецкой промышленности. Самыми успешными стали процессы против крупнейших концернов, в том числе BMW, Opel, Volkswagen и Siemens. В 1999 году правительство Германии и ряд главных немецких концернов решили создать фонд для выплат компенсаций остарбайтерам. Германия перечисляла деньги своим бывшим рабам дважды, в 2001 и 2004 годах. Выплаты осуществляла и Австрия, также через специально созданный фонд. Главным условием получения компенсаций был обязательный отказ от каких-либо дальнейших претензий к предприятиям и правительствам. И все равно за годы рабства заплатили издевательски мало.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора