Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР*.
Борьба вокруг вопроса о выдаче военных преступников. Англо-американский блок навязал Генеральной Ассамблее решение, противоречащее международным соглашениям
Нью-Йорк, (Спец. корр. ТАСС), 31 октября 1947 г. Сегодня пленум Генеральной Ассамблеи приступил к рассмотрению подготовленных комитетами проектов решений по ряду пунктов повестки дня. В центре внимания сегодня находится вопрос о выдаче военных преступников, предателей и квислингов странам, где они совершили свои преступления.
Этот вопрос был внесен в повестку дня Генеральной Ассамблеи по требованию Югославии. В проекте резолюции, представленном югославской делегацией, было отмечено, что некоторые правительства не выполняют резолюции Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года о выдаче и наказании военных преступников. Югославская делегация предлагала вновь подтвердить принципы, указанные в резолюции, и предложить правительствам стран – членов ООН принять немедленные меры для задержания военных преступников и выдачи их для предания суду и наказания по законам тех стран, где они совершили преступления. Далее югославская делегация предлагала генеральному секретарю ООН затребовать от членов ООН информацию относительно выполнения этих рекомендаций и представить доклад по этому вопросу третьей сессии Генеральной Ассамблеи.
Приняв предложения югославской делегации, Генеральная Ассамблея способствовала бы выполнению важнейших международных обязательств, однако делегации США и Великобритании воспротивились принятию этих предложений. Делегация Великобритании внесла контрпроект резолюции, который не только не обеспечивает выдачу и наказание военных преступников, но и способствует их укрывательству от правосудия. В противовес югославскому проекту, британская делегация предложила отметить прогресс в деле выдачи и наказания военных преступников и установить новую процедуру, согласно которой правительства стран, где были совершены преступления, должны заново подать заявления о выдаче военных преступников и представить исчерпывающие юридические доказательства совершенных преступлений.
Члены юридического комитета 35 голосами против 7 при 5 воздержавшихся одобрили британский проект резолюции, который комитет и представил на рассмотрение пленарного заседания Генеральной Ассамблеи.
Выступивший сегодня на пленуме Генеральной Ассамблеи глава югославской делегации Симич привел доказательства грубейших нарушений известных международных соглашений о выдаче военных преступников. Он заявил, что Югославия требовала выдать ей 2.104 преступника, совершивших чудовищные злодеяния против югославского народа. Однако, ей выдано лишь 125 преступников. Странным и необъяснимым покровительством союзных оккупационных властей пользуются, в частности, итальянские фашисты, предававшие огню и мечу мирные югославские селения. В одном лишь списке «А», переданном Югославией союзным оккупационным властям, значилось 959 таких преступников. Из них ни один не был выдан югославским властям. Ни один военный преступник не был выдан Эфиопии.
Симич решительно высказался против проекта резолюции, представленного большинством юридического комитета, поскольку он не только не способствует выдаче военных преступников, но, наоборот, затрудняет ее. Он настаивал на принятии югославского проекта резолюции.
Выступление белорусского делегата Дечко
Представитель белорусской делегации Дечко, напомнил, что принятая по предложению правительства БССР резолюция на первой сессии Генеральной Ассамблеи о выдаче и наказании военных преступников нашла горячий отклик у демократической общественности всего мира. Он указал далее, что эта резолюция до сих пор не выполнена, и привел большое количество фактов, показывающих, что военные преступники, орудовавшие в годы немецкой оккупации на территории БССР, остаются на свободе и продолжают свою подрывную деятельность. Центром этой деятельности является так называемый «Белорусский национальный комитет», находящийся в Мюнхене и возглавляемый военными преступниками Клотко, Левковичем и Епифаненко, которые служили в немецкой полиции в Бобруйске и проводили расправы над мирным населением. В городе Регенсбурге (американская зона оккупации) действует возглавляемый военным преступником Виницким «Белорусский комитет», в состав которого входит значительное количество лиц, совершивших преступления против белорусского народа.
Дечко огласил фамилии и адреса целого ряда военных преступников, укрывавшихся на территории американской и английской оккупационных зон. «В юридическом комитете, - сказал он, - указывали на необходимость различать два понятия – «военный преступник» и «политический противник». Но мы знаем, что под маской «политических противников» хотят скрыть военных преступников». От имени белорусской делегации Дечко настаивал на отклонении проекта резолюции, представленного большинством юридического комитета. Он предложил принять проект, предложенный югославской делегацией.
Заявление делегата от Великобритании
Делегат Великобритании Макнейл всячески пытался ослабить впечатление, произведенное на аудиторию яркими и глубоко обоснованными выступлениями делегатов. Заявив, что в речах этих делегатов «проявились страсти», Макнейл сказал, что его правительство относится с сочувствием к странам, пострадавшим от зверств, которые чинились военными преступниками, но тут же добавил, что «необходимо сохранять чувство равновесия». Поскольку Макнейл не мог опровергнуть бесспорные вопиющие факты укрывательства военных преступников, приводившиеся делегатами, он попросил извинить его за то, что он, Макнейл, не может касаться этих фактов, поскольку… его заранее о них не предупредили. В этой связи следует отметить, что тот же прием английская делегация использовала и в прошлом году, утверждая, будто бы она не знакома с фактами. Но вот прошел целый год, а преступники, о которых говорилось и тогда и теперь, продолжают пользоваться гостеприимством английских властей…
Макнейл подтвердил, что английские власти с 1 ноября освобождают из заключения людей, подозреваемых в военных преступлениях. «Мы не можем содержать их бесконечно», - сказал он. Признав, что английское правительство «допускало и может допустить ошибки» в рассматриваемом вопросе, британский делегат заметил: Я не вижу, почему Генеральная Ассамблея должна все время заниматься этим вопросом».
С поддержкой проекта резолюции, представленного большинством комитета, выступили делегаты Колумбии и Египта.
Выступление делегата от СССР К. К. Родионова
Делегат СССР К. К. Родионов напомнил о том, что декларация трех держав от 30 октября 1943 года предупреждала военных преступников, что «они будут отправлены обратно в места их преступлений и будут судимы народами, над которыми они совершали насилия». Эта декларация обещала народам, пострадавшим от чудовищных злодеяний извергов и палачей, что военные преступники будут судимы и наказаны судами, согласно законам тех стран, где они совершили свои преступления. Но прошло свыше двух лет после окончания войны, а военные преступники продолжают укрываться от правосудия. Первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла решения, подтверждающие необходимость выдачи военных преступников тем странам, где они совершили преступления, и признающие срочность этой задачи. Однако неопровержимые факты говорят, что положение с выдачей военных преступников не улучшилось и после принятия этих решений.
Требования правительств Советского Союза и Белорусской ССР, обращенные к английским и американским властям по вопросу о выдаче военных преступников, не удовлетворялись. В качестве мотива отказа в выдаче военных преступников обычно приводилась ссылка на недостаточность улик и доказательств виновности того или другого преступника. Но кто должен констатировать, что имеющиеся доказательства достаточны для предания суду, а затем для осуждения и наказания преступников? Конечно, органы прокуратуры и суда тех стран, на территории которых были совершены преступления. Это вытекает со всей очевидностью из декларации трех держав от 30 октября 1943 года.
Между тем, продолжал Родионов, до сих пор английские и американские власти брали на себя проверку виновности или невиновности преступников, т.-е. присваивали себе функции прокурорского и судебного надзора, выражая тем самым ничем не обоснованное недоверие следственным и судебным органам суверенных государств. Подобная практика нашла свое отражение и в английском проекте резолюции, принятом юридическим комитетом. В этом проекте, представленном сейчас на утверждение Ассамблеи, английским и американским властям фактически предоставляется право отказа в выдаче военных преступников под предлогом недостаточности улик и доказательств вины. Все это может лишь создать новое препятствие выдаче и наказанию военных преступников. Военные преступники останутся безнаказанно на свободе и будут готовы выполнить в качестве наемников и ландскнехтов любые поручения тех, кто укрывает их от передачи в руки правосудия.
Подготовка к освобождению военных преступников английскими и американскими властями
Английские и американские власти не ограничились введением мер, препятствующих выдаче военных преступников. Они пошли дальше, односторонне подготовив освобождение тех военных преступников, которые находятся у них под арестом. Союзные военные миссии в Германии получили письмо британских военных властей за подписью бригадира Картью от 17 июля этого года. В письме говорится: «Британское правительство дало указание, что все военные преступники, объявленные союзными правительствами и находящиеся под арестом в английской зоне, будут освобождены из-под ареста 1 октября в том случае, если они до этого числа не будут переданы соответствующим союзным правительствам». Командующий войсками США в Германии генерал Клей тоже заявил на заседании Контрольного Совета, что все требования о выдаче лиц, обвиняемых в военных преступлениях или предательстве, надлежит представить до первого ноября 1947 года военному командованию США, а все данные, подтверждающие виновность этих лиц, - до 31 декабря 1947 года. Генерал Клей заявил также, что после указанных сроков вопросы о выдаче военных преступников и предателей, как общее правило, рассматриваться не будут.
Этими заявлениями односторонне установлен предельный срок для предъявления требований о выдаче военных преступников. Подобные действия правительства Великобритании и США противоречат не только обязательствам, принятым на себя этими правительствами, но и решениям Генеральной Ассамблеи ООН. Советскому правительству неоднократно приходилось опротестовывать все эти неправомерные действия английских и американских властей.
Вот почему, заявил Родионов, предложения, внесенные югославской делегацией, являются правильными и справедливыми. Юридический комитет не принял этих предложений. Больше того, большинство делегаций в юридическом комитете не захотело даже обсуждать данный вопрос по существу, сославшись на то, что вопрос о выдаче военных преступников – это вопрос политический и что юридический комитет такими вопросами не занимается.
Представители СССР, БССР и Югославии привели в комитете ряд вопиющих фактов, свидетельствующих об отказе от выдачи преступников, назвали имена преступников и перечислили их преступления. Однако большинство юридического комитета прошло мимо этих фактов, сославшись на то, что комитет – не судебный орган и не может заниматься разбором и проверкой отдельных фактов. Некоторые делегаты в юридическом комитете предлагали вместо этого сосредоточить внимание комитета на определении того, кого считать военным преступником, предателем, квислингом. Но, разумеется, в повторном определении понятий «предатель» и «квислинг» нет необходимости, ибо во всех мирных договорах, подписанных Объединенными нациями после второй мировой войны, содержится точное определение этих понятий. В этих договорах прямо сказано, что лица, обвиняемые в нарушении законов своей страны, измене или сотрудничестве с врагом во время войны, тоже относятся к категории военных преступников и подлежат выдаче для суда над ними.
Отвечая делегату США, делавшему упор на то, что за истекшие два года американские власти выдали некоторое количество военных преступников, Родионов заявил, что сейчас речь идет не об этом, а о тех тысячах военных преступников, которых некоторые страны, в том числе США, по-прежнему отказываются выдавать вопреки требованиям заинтересованных государств.
Проект резолюции, представленный югославской делегацией, сказал Родионов, предлагает Генеральной Ассамблее выразить сожаление по поводу невыполнения правительствами некоторых государств решения первой сессии Ассамблеи о выдаче военных преступников. Английский же проект, принятый большинством голосов в комитете, по сути дела предлагает Ассамблее отметить прогресс, якобы достигнутый в отношении выдачи военных преступников, хотя ряд делегатов приводил факты, свидетельствующие, что никакого прогресса в этом деле не достигнуто. Принятие подобной резолюции означало бы извращение подлинного положения. В заключение Родионов сказал, что советская делегация будет голосовать против проекта резолюции, предложенного юридическим комитетом. Делегация СССР считает, что должен быть принят проект резолюции, предложенный делегацией Югославии, так как эта резолюция соответствует существующим международным соглашениям, а также резолюциям Генеральной Ассамблеи, принятым в феврале и декабре 1946 года.
Новые темные задачи
Выступивший далее югославский делегат Беблер дал достойный отпор тем делегатам, которые, подняв казуистическую возню, пытались представить дело таким образом, будто бы до сих пор не ясно значение термина «военный преступник». Беблер напомнил, что еще 30 лет тому назад в Гаагской конвенции было дано определение военных преступлений.
Беблер огласил полученное от югославского правительства сообщение о знаменательном событии, происшедшем на днях в Греции. Здесь укрывается большое количество военных преступников – четников. Недавно 400 четников записались во французский иностранный легион. За ними прибыл пароход. Но в последнюю минуту офицеры не пустили четников на этот пароход, заявив: «В Нью-Йорке решено послать комиссию в Грецию. Поэтому вы должны остаться здесь».
Для чего четники оставлены в Греции? – спросил Беблер. Какая конкретная задача будет поставлена перед ними в связи с посылкой балканской комиссии ООН в Грецию? Это пока не ясно, но во всех подобных историях явственно чувствуется действие темной силы, которая пытается использовать эти темные элементы для решения новых темных задач.
(Известия, 2, 4 ноября 1947 г.)
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены