Принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» дало начало законодательному закреплению программы большевиков и их видения государственного устройства. О процессе официального «превращения» большевистского переворота в «Октябрьскую революцию» рассказывает в девяносто восьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


3 января 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но это по старому юлианскому календарю. А так как 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», то по новому григорианскому календарю дата принятия этого документа – 16 января. 

Декрет о введении нового летоисчисления был подписан В.И. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. В нем говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

И в России сразу после 31 января 1918 г. наступило не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю. Поэтому, во исполнение этого декрета, обозначим дату принятия Декларации как положено – 3 (16) января 1918 года. 

В этом документе закреплялись «завоевания октябрьской революции». Для того, чтобы Декларация стала полновесным законодательным актом, ее решили утвердить на заседании открывшегося 5 (18) января 1918 года Учредительного собрания – высшего представительного органа республики. 

С докладом по этому вопросу на Собрании выступил председатель ВЦИК – глава государства – Я. М. Свердлов. Он зачитал текст Декларации, предложив Собранию принять этот документ. Но большинство депутатов Учредительного собрания отказалось даже обсуждать Декларацию и не включило этот вопрос в повестку дня. Тогда фракция большевиков покинула зал заседания и в работе Учредительного собрания участия уже не принимала.

После роспуска Учредительного собрания Декларацию представили на обсуждение III Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, где она и была принята 12 (25) января. А после объединения этого Съезда с III Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов Декларация была вновь утверждена 18 (31) января 1918 г.

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» стала конституционным актом, законодательно закрепившим итоги государственного переворота октября 1917 года. После этого события переворот все чаще стали называть «Октябрьской революцией».

В качестве основной задачи этого акта съезд, принявший Декларацию, определил: «Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

Обратите внимание на последнюю формулировку: целью ставилась «победа социализма» не в России, а «во всех странах». Напомним, что, согласно положениям Карла Маркса, которые полностью разделяли Ленин, Троцкий и другие большевики, победа социализма в одной отдельно взятой стране считалась невозможной. Поэтому под победоносной социалистической революция понималась лишь мировая революция.

В Декларации были зафиксированы и узаконены положения конституционного характера. «Россия объявляется Республикой Советов, рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам. 

О форме государственного устройства говорилось: «Российская Советская Республика – союз свободных наций как федерация советских национальных республик». Конкретные формы федерации не устанавливались. В Декларации было зафиксировано следующее: «3-й Съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном Правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

Национальные республики, таким образом, сами решали многие важные вопросы, им была предоставлена большая самостоятельность и независимость от Центра.

В Декларации было законодательно закреплено положение о «социализации» земли. Это означало, что в республике полностью отменялась частная собственность на землю. Земля передавалась в пользование трудящимся на ней по принципу уравнительного землепользования – делилась по числу трудоспособных лиц и едоков. 

Эти нормы – трудовая и потребительская – означали, что семейные наделы должны были как минимум обеспечивать продовольственную потребность семьи (там, где земли было мало), а площадь предоставляемых угодий там, где земли было много, не должна была превышать размеры той, которую семья могла обработать своими силами. Таким образом, большевики хотели вообще исключить в сельском хозяйстве базу для наемного труда.

Все леса, недра и воды объявлялись национальным достоянием. В желании уберечь от уничтожения передовые помещичьи хозяйства, где уже применялась новейшая техника и последние достижения агрономии, авторы Декларации к национальному достоянию отнесли также «образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия». Однако большинство таких образцовых хозяйств было уже разгромлено крестьянами в ходе стихийного «черного передела».

В Декларации подтверждался закон о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и рабочем контроле. Эта мера была подготовкой к полной национализации промышленности и транспорта. ВСНХ и должен был управлять национализированными предприятиями.

Аннулировались все дореволюционные правительственные займы, национализировались банки.

Провозглашалось введение всеобщей трудовой повинности «в целях уничтожения паразитических элементов общества». Декретировалось вооружение трудящихся, создание Красной Армии и полное разоружение имущих классов.

Подтверждалось решение Совнаркома о провозглашении полной независимости Финляндии, об объявлении свободы самоопределения Армении и начале вывода войск из Персии.

Декларацией подчеркивалось, что в создаваемых органах власти не должно было быть места эксплуататорам. 

Согласно резолюции о федеративном устройстве, структура высшей государственной власти определялась так:

1. Всероссийский съезд Советов

2. Избираемый съездом ВЦИК

3. Избираемое ВЦИКом правительство – Совет народных комиссаров.

Съезд также поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции. Все утвержденные положения Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа должны были войти в нее.

ВЦИК утверждал декреты Совнаркома, если они имели общегосударственное значение. Но СНК в экстренных случаях мог также издавать законодательные акты – декреты и без их обсуждения во ВЦИКе.

Таким образом, принятая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» явилась прообразом будущей конституции. В ней были закреплены программные положения партии большевиков, их видение устройства социалистического государства. Документ был кратким проектом достижения основных целей совершенной революции. 

Продолжение читайте на сайте 1 октября