Несправедливые договорные условия, закрепленные правилами авиакомпании, лишающие пассажиров прав, обычно предоставляемых другими перевозчиками, либо содержащие явно обременительные требования, могут быть скорректированы в судебном порядке. Об этом говорится в изученном РАПСИ определении № 791-О/2025 Конституционного суда (КС) РФ, которым было отказано в рассмотрении жалобы Юлии Волковой.


Справка вместо больничного

Как следует из материалов дела, Волкова обратилась в суд с иском о возврате стоимости авиабилетов и взыскании штрафа. В нем она сообщила, что на дату полета она заболела и не смогла воспользоваться услугами авиакомпании. Мировой суд поддержал ее требования, но апелляционная инстанция отменила это решение и отказал в удовлетворении требований заявительницы. Суд, отметив, что Волкова купила билеты по тарифу «невозвратный», пришел к выводу, что ею был представлен не листок нетрудоспособности, требовавшийся в соответствии с правилами перевозчика, а медицинская справка из частной клиники, которая не содержала сведений, свидетельствующих о наличии у нее медицинских противопоказаний к полету на определенную дату и конкретный рейс. С апелляционным определением согласился суд кассационной инстанции.

Волкова обратилась в КС РФ с просьбой проверить конституционность пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ, закрепляющего, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира ему возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, а также пункт 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», предусматривающего, что требования к медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, определяются правилами перевозчика.

Заявительница посчитала несправедливым то, что именно перевозчик устанавливает перечень медицинских документов, являющихся основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки, не учитывая ситуации, при которой пассажир может быть не признан временно нетрудоспособным, но имеет временные медицинские противопоказания к полету.

Не препятствует коррекции

КС РФ напомнил, что цена договора воздушной перевозки, предусматривающего условие о невозврате платы при его расторжении, в среднем ниже, чем цена договоров, содержащих условие о ее возврате.

«Сокращая свои расходы при заключении договора воздушной перевозки, пассажир принимает на себя и риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с невозможностью вернуть уплаченную за такую перевозку провозную плату, притом что действующее правовое регулирование допускает ее возврат и по таким договорам в случае отказа от воздушной перевозки по независящим от этих лиц объективным причинам», — говорится в определении КС РФ.

Таким образом, КС РФ отметил, что оспариваемая норма Воздушного кодекса РФ сама по себе не может рассматриваться в качестве нарушающей конституционные права заявительницы.

«Тем более, что данная норма не препятствует возможности коррекции в судебном порядке несправедливых договорных условий, закрепленных правилами перевозчика, по иску пассажира, если такие лишают его прав, обычно предоставляемых по договорам воздушной перевозки пассажира, либо содержат другие явно обременительные для пассажира условия», — объяснил КС РФ.

Разрешение же вопроса о проверке конституционности ведомственного нормативного акта, а именно Федеральных авиационных правил, не входят в компетенцию КС РФ.

Михаил Телехов