О политико-правовых аспектах подготовки Советского Союза к войне рассказывает в сто двадцать седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, продлился до 1939 года в форме Великой депрессии. Этот фактор сказался и на государственном устройстве ряда стран: в Италии, Германии и Испании были установлены фашистские режимы. 

В свою очередь эти изменения отразились и на международном положении СССР – возникла опасность агрессивных действий в отношении нашего государства. Особенно опасны были Германия и Япония, которые проявляли наступательную экспансионистскую политику, преследуя захват территорий других стран.

Обострению ситуации в Европе и на западных рубежах СССР способствовало то, что гитлеровское правительство Германии, в соответствии со своими идеями реванша за поражение в Первой мировой войне, последовательно нарушало положения «несправедливого», с их точки зрения, Версальского договора 1918 г. 

Этот договор преследовал цель не допустить того, чтобы Германия снова стала инициатором новой войны. Для этого вводились различные ограничения в экономической и военной сферах. Армия Германии не должна была превышать численность в 100 тыс. человек и не могла иметь на своем вооружении наступательные виды оружия: танки, авиацию, подводные лодки и дирижабли. 

Однако к 1939 году из-за систематических нарушений гитлеровским правительством условий Версальского договора армия Германии снова стала достаточно мощной и вновь превратилась в угрозу миру. 

В этих условиях Москва стала проявлять беспокойство по поводу возможной направленности агрессивных действий Германии. То, что западноевропейские страны фактически позволили Германии перевооружиться, подводило Советское правительство к логичным выводам: Англия и Франция хотят направить агрессию Гитлера в сторону Советского Союза. Поэтому Москва выдвинула идею создания в Европе системы коллективной безопасности и предложила начать переговоры с Лондоном и Парижем.

В апреле 1939 года такие переговоры начались в Москве. Однако быстро выяснилось, что Англия не была намерена вступать в тесный военный союз с СССР. Для Лондона эти переговоры были лишь актом давления на Берлин. Более конструктивно вела себя делегация из Парижа, так как именно Франция могла стать первой целью германской экспансии. Советское же руководство стремилось с помощью переговоров предотвратить или оттянуть войну и сорвать создание единого антисоветского фронта. 

27 мая из-за опасения англичан по поводу того, что Германия сможет нейтрализовать СССР, переговоры несколько продвинулись. 2 июня СССР вручил Великобритании и Франции новый проект договора. Он предусматривал обязательства для всех сторон в случае агрессии немедленно оказать помощь, включая военную, другим участникам договора, а также восточноевропейским государствам, граничащим с СССР. Но Англия не соглашалась дать гарантии странам Прибалтики в случае нападения на них. К тому же Эстония и Латвия сами отказались от предоставления английских гарантий и заключили с Германией договоры о ненападении. 

29 июня член Политбюро Андрей Жданов заявил в «Правде», что англо-франко-советские переговоры «зашли в тупик», поскольку Англия и Франция «не хотят равного договора с СССР». 

К этому времени советскому руководству стало известно о том, что параллельно с московскими переговорами Великобритания активно прощупывает возможности заключения выгодного для себя соглашения с Германией. Таким образом, обе договаривающиеся стороны подозревали друг друга в двойственной политике, в том, что за спиной московских переговоров каждая из сторон пытается договориться с Гитлером. 

И эти подозрения не были безосновательными: советское руководство также зондировало настроения в германском правительстве по поводу возможных взаимовыгодных соглашений.

7 августа 1939 г. политические переговоры были прерваны: слишком много было разногласий у сторон и слишком мало доверия друг к другу. Но одновременно было принято решение продолжить военные переговоры, так как они, по определению, были более конкретными и не касались многих сложных политических проблем.

Однако и выработка военной конвенции уже в начале переговоров не подавала надежды на их успех. Со стороны Англии и Франции прибыли второстепенные военные, которые не имели даже соответствующих полномочий для подписания документов. 

Соответственно своим компетенциям они и вели переговоры, не давая внятных и четких ответов по поводу своих реальных шагов в направлении создания системы коллективной безопасности. 

В свою очередь советская делегация предложила конкретную программу своих действий. Это был детальный план развертывания 136 дивизий в случае агрессии Германии против своих соседей. Но все уперлось в то, что Польша категорически отказывалась пропускать через свою территорию советские войска.

21 августа и военные переговоры зашли в тупик, хотя Франция до последнего отчаянно пыталась воздействовать на Польшу и добиться ее согласия на проход Красной Армии в Европу по польской земле. 

А уже 22 августа стало известно о том, что на следующий день ожидается прибытие в Москву министра иностранных дел Германии Риббентропа. Сталин так и не поверил Лондону и Парижу в том, что они действительно хотели достичь успеха в переговорах и сделал ставку на заключение соглашения о ненападении с Германией. Это ему представлялось более реальной мерой по предотвращению германской агрессии. 

И в ночь на 24 августа 1939 года в Москве был заключен советско-германский пакт о ненападении.

Раздел «сфер интересов» между двумя державами привел к территориальным приобретениям Советского Союза за счет территорий Восточной Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия), Бессарабии и Северной Буковины, а также прибалтийских республик, вошедших в состав СССР. Но это расширение не коснулось России. Увеличение же площади РСФСР произошло по итогам советско-финской войны.

Конфликт СССР с Финляндией был вызван также соображениями укрепления безопасности Советского Союза на фоне растущего международного напряжения. Советское руководство было обеспокоено тем, что граница с Финляндией проходила всего в 30 км от Ленинграда. 

Поэтому Москва предложила Хельсинки уступить приграничные территории, прежде всего Карельский перешеек и острова в Финском заливе. Взамен предлагались вдвое большие территории в Карелии, правда малообжитые и заболоченные. Финляндия на эти предложения ответила отказом.

26 ноября 1939 года, согласно докладам советских военных, произошел артиллерийский обстрел советской территории финскими войсками в районе Майнилы (Майнильский инцидент).  В результате обстрела погибло 4 красноармейца и ранено 9 военнослужащих. Этот случай, несмотря на сомнения в его подлинности, послужил причиной советско-финской войны.

30 ноября 1939 года советские войска перешли границу Финляндии. За эти действия СССР был объявлен агрессором и исключен из Лиги Наций. 

Война завершилась подписанием 12 марта 1940 года в Москве мирного договора, по которому Финляндия уступила запрашиваемые территории. К Советскому Союзу в состав РСФСР вошли Карельский перешеек с Выборгом и Выборгским заливом, ряд островов в Финском заливе, западное и северное побережье Ладожского озера и другие участки. Всего Финляндия потеряла около 10% своей территории.

Все эти приобретенные территории, занятые в целях укрепления безопасности страны, явились с началом войны буферной зоной, не допустившей стремительный прорыв противника к жизненно важным центрам государства.

Продолжение читайте на сайте 6 мая