Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. К тому моменту, как 19 ноября 1942 года началось успешное контрнаступление Красной Армии, закончившееся окружением в районе Сталинграда и полным разгромом крупной группировки немецких войск, были приняты ряд важнейших указов и приказов. О законотворческом аспекте в обеспечении Победы рассказывает в сто тридцатом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В законодательстве СССР предвестником скорой перемены ситуации явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года об образовании «Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР». 

Становилось ясно, что государственные органы страны уже начали подготовку правовой базы для процесса освобождения страны. Создаваемая комиссия должна была определить размеры причиненного оккупантами ущерба и «установить личности немецко-фашистских преступников, виновных в организации или совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания».

В литературе довольно зачастую одной из причин наступления коренного перелома в войне считается указ о штрафных батальонах, штрафных ротах и заградительных отрядах.

Приказом № 227 Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 г. предписывалось «безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках…», «сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов». 

Далее в приказе говорилось о создании штрафных подразделений: «сформировать в пределах фронта от 1 до 3 штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Для провинившихся рядовых бойцов и младших командиров создавались штрафные роты по 5-10 в пределах армии численностью по 150-200 человек.

Командиров, отправленных в штрафные батальоны, лишали званий, у них также отбирали на время ордена и медали. Штрафники должны были находиться в этих подразделениях 1-3 месяца, но за боевые успехи и ранения их могли досрочно вернуть в войска с восстановлением в званиях. Семьям погибших штрафников назначались пенсии в обычном порядке. 

Этот приказ явился составной частью факторов, обеспечивших разворот в ходе войны. Однако считать эти меры главной причиной прекращения отступлений и перехода в наступление, разумеется, неправомерно. К концу 1942 года Красная Армия приобрела колоссальный опыт и закалилась в боях. А эвакуированные на восток оборонные предприятия в рекордные сроки возобновили свою работу на новых местах и в возрастающих масштабах обеспечивали фронт новыми видами вооружений и военной техники. Сказалась и помощь союзников по антигитлеровской коалиции, поставлявших по ленд-лизу значительные объемы оружия и сырья для советской военной промышленности.

В январе 1943 г. в Красной Армии были введены новые знаки различия – погоны. В войсках появились офицеры: средний, старший и высший командный состав стал именоваться «офицерским». Также для подъема морального духа войск были учреждены новые ордена: Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Александра Невского и др., а также новые медали. Чтобы ускорить процедуру награждения достойных бойцов, Президиум Верховного Совета СССР предоставил право военному командованию награждать отличившихся в боях орденами и медалями от имени Президиума. 8 ноября 1943 года были учреждены орден «Победа» и солдатский орден Славы.

В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы в этой отрасли до конца войны, для них устанавливалась военная дисциплина.

В гражданском праве советские законы считались действовавшими и на территории, временно оккупированной врагом. Поэтому всякого рода гражданско-правовые сделки, совершенные на какой-либо территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам, признавались недействительными.

Тяжелым ударом для вдов погибших бойцов стал Указ от 8 июля 1944 года. Согласно ему, было установлено, что «только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик». 

Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. 

Но в сельской местности в СССР довольно распространено было создание фактических семейных пар, имевших общее хозяйство и детей, но не зарегистрировавших свой брак официально. Крестьяне по старой привычке считали обязательным при создании семьи венчание в церкви, а с ликвидацией в большинстве мест храмов заключение брака часто никак не закреплялось. И дети погибших воинов в таких семьях не имели право на пособия от государства, так как их фактический отец не считался их кормильцем. А установить отцовство в суде было невозможно.

И в то же время устанавливалось государственное пособие одиноким матерям, не состоявшим в браке, на содержание и воспитание детей, родившихся после издания данного Указа. 

В начале осени 1943 года по решению Сталина резко меняется отношение государства к Русской православной церкви. К началу войны РПЦ, казалось, доживала последние дни: в «пятилетку безбожия» 1932-1937 гг. планировалось покончить с церквями и «забыть имя бога». Только в 1932 году в РПЦ были закрыты 70 епархий; в архиерейском служении осталось 4 человека, остальные 40 архиереев были арестованы. Духовенство облагалось налогом в 81% от доходов. Было закрыто 95% церквей, существовавших в 1920-е годы. 

Однако по переписи 1937 года, несмотря на резко отрицательное отношение государства к религии, две трети сельского населения осмелились назвать себя верующими. В тяжелые годы войны власти осознали мобилизующую патриотическую роль церкви и решили восстановить ее в правах. 

В сентябре 1943 года духовенству было разрешено избрать патриарха, что и было немедленно сделано. Разрешено было открывать новые и восстанавливать старые храмы, готовить кадры священников, издавать журнал Московской патриархии.

Некоторым народностям власти СССР предъявили обвинения в пособничестве оккупантам. Наказанию подверглось в целом все население определенных национальностей. Была ликвидирована государственность немцев Поволжья, балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев и чеченцев. Все титульное население этих республик было депортировано в восточные районы страны.

28 января 1944 года Верховным Советом СССР были приняты законы: «Об образовании воинских формирований союзных республик» и «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних отношений». Также были внесены изменения в Конституцию СССР и конституции союзных республик. 

Соответственно, в составе правительств союзных республик должны были появиться наркоматы обороны и иностранных дел. Но они не появились, как и не были созданы национальные воинские формирования. Эти решения принимались уже с расчетом на проведение политики в послевоенное время. Так, благодаря данному маневру, удалось ввести Украину и Белоруссию в состав членов Организации Объединенных Наций наряду с представительством СССР.

Продолжение читайте на сайте 27 мая