МОСКВА, 23 янв – РАПСИ. Эффективная профилактика насилия в школах со стороны учащихся требует укомплектования российских общеобразовательных учреждений психологами, а также переподготовки уже работающего персонала, такое мнение выразила Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.
Во вторник был опубликован пресс-релиз, посвященный итогам проверки, которую провела детский омбудсмен в Бурятии после инцидента с нападением ученика на учительницу и детей в общеобразовательной школе № 5 города Улан-Удэ. Кузнецова считает, что для предотвращения насилия в школах необходимо срочно ввести должности психологов в общеобразовательных учреждениях, а также укомплектовать и провести серьезную профессиональную переподготовку уже работающего с детьми персонала.
По мнению уполномоченного, инцидент в Башкирии также показал необходимость мониторинга деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) и психоневрологических диспансеров во всех регионах страны. Еще одна инициатива детского омбудсмена касается регулирования контента в сети Интернет. С одной стороны, Кузнецова предлагает усилить контроль за распространением деструктивного контента, призывов к насилию и пропагандой асоциального образа жизни и криминальных субкультур в Интернете. С другой – предлагается организовать централизованное создание, развитие и продвижение положительной информационной продукции среди подрастающего поколения с привлечением государства.
По данным Министерства образования Бурятии, в 2017-2018 учебном году в 468 средних общеобразовательных школах, в которых обучаются 138 тысяч детей, работают 248 педагогов-психологов. Таким образом, на одного школьного психолога приходится около 560 учащихся. Уполномоченный в связи с этим отмечает, что в 2015-2016 учебном году 47% школ по всей России не имели в своем штате педагогов-психологов, а в остальных школах работал один психолог в среднем на 652 учащихся.
По итогам работы детского омбудсмена и сотрудников ее аппарата по установлению причин инцидента в школе № 5 Улан-Удэ были сделаны следующие выводы. Во-первых, в образовательном учреждении не была надлежащим образом организована охрана. Охранником работала бывшая уборщица, не ознакомленная с должностной инструкцией, также отсутствовала кнопка экстренного вызова полиции, а установленных камер наблюдения не было достаточно для эффективного наблюдения за обстановкой в учреждении. Как считает детский омбудсмен, отсутствие турникетов и профессиональных охранников, сбор средств с родителей учащихся на обеспечение охраны, выявленные во многих школах Бурятии, являются нарушением законодательства.
Во-вторых, Кузнецова зафиксировала проникновение криминальных субкультур в общеобразовательные учреждения региона. Надписи, пропагандирующие преступный образ жизни, были обнаружены в школе № 5 города Улан-Удэ, а воздействие преступной среды на образовательную демонстрируют опросы учащихся. Зафиксированы случаи привлечения осужденных к трудовой деятельности на территории школ Бурятии в связи с назначением преступникам наказания в виде обязательных работ. Деятельность КДНиЗП в республике вызвала ряд вопросов у омбудсмена.
Наконец, Кузнецова отметила, что несмотря на принятые программы и нормативные акты, новые методы работы со школьниками, включая развитие дополнительного образования и привлечение общественных воспитателей, внедряются недостаточно активно. Уполномоченный обратила внимание на то обстоятельство, что школа № 5 Улан-Удэ расположена на территории военного городка Сосновый Бор, однако офицеры к работе с учащимися в качестве общественных воспитателей не привлекались.
Утром 19 января ученик девятого класса школы № 5 города Улан-Удэ зашел в учебное заведение и напал на семиклассников, а затем поджег помещение для занятий при помощи бутылки с воспламеняющейся жидкостью. В результате случившегося ранены трое детей и учительница. Уголовное дело в отношении подростка возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктами "а", "в" части 2 статьи 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних).