МОСКВА, 22 фев — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей по закону наделен правом направлять главе государства, правительству, а также парламенту предложения о принятии нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере его деятельности. Работа с жалобами предпринимателей подразумевает оперативное реагирование на ситуацию, в которой могут быть нарушены права и интересы физических и юридических лиц, в том числе из-за неправильного применения нормативно-правовых актов. Анализ обращений помогает выявить недостатки действующего правового регулирования. Предложения по совершенствованию законодательства направлены на системное решение тех или иных проблем.
РАПСИ представляет краткий обзор законодательных предложений, которые подготовил бизнес-омбудсмен Борис Титов за время нахождения на посту уполномоченного.
Право на труд
Конституцией РФ гражданам даровано право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Миллионы граждан предпочитают работать на себя, и деятельность многих из них является неофициальной. По данным бизнес-омбудсмена, объем теневой экономики в России составляет 33,6 триллиона рублей, которые не облагаются налогами. В связи с этим Титов предложил пакет законопроектов, предусматривающих создание условий для легализации самозанятых граждан. В планах бизнес-омбудсмена внесение изменений в Бюджетный и Налоговые кодексы. Пакет нацелен на создание благоприятного режима для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных сотрудников, в части упрощения процедуры регистрации и снятия с учета, а также упрощения отчетности, ликвидации избыточной административной нагрузки и пониженных норм отчислений во внебюджетные фонды. Десять тысяч рублей для получения патента на осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без права найма и минимум отчетности должны обеспечивать вывод из тени до 600 тысяч самозанятых в год, убежден уполномоченный. В настоящее время число самозанятых граждан, пожелавших легализовать свою деятельность на существующих в законодательстве условиях, исчисляется несколькими сотнями человек.
Легальные предприятия, которые заключают официальные договоры с работниками, попадают в поле зрения надзорных и контрольных ведомств в сфере соблюдения норм о защите труда. Контроль в данной сфере необходим, но в настоящее время он является обременительным для бизнеса, считает Титов. По данным бизнес-омбудсмена, специальная оценка условий труда отнесла 70% рабочих мест ко 2 классу опасности (допустимые условия). В сфере услуг ряд видов деятельности предполагает только рабочие места с 1 и 2 классами (оптимальный и допустимый) опасности. В целях освобождения субъектов малого и среднего предпринимательства от прохождения обременительной процедуры специальной оценки условий труда уполномоченный предлагает отменить отчетность в данной сфере для предприятий из специального перечня видов деятельности с уровнем опасности не выше 2 класса. Подготовленный бизнес-омбудсменом пакет изменений предполагает внесение изменений в Трудовой кодекс и федеральные законы «О специальной оценке условий труда» и «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Власть — опора бизнеса
От действий органов власти и должностных лиц во многом зависит создание условий для развития бизнеса. По мнению уполномоченного, органы местного самоуправления должны получить материальный стимул для поддержки малого и среднего бизнеса, заключающийся в возврате до 75% налоговых поступлений от данной категории предпринимателей в местный бюджет. Для этого есть планы по доработке Бюджетного и Налогового кодексов, закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Поступления от земельного налога являются важной составляющей доходов местных бюджетов, однако Титов уверен, что злоупотребления, связанные с намеренным искажением кадастровой стоимости участков, и в том числе завышением, должны быть наказуемы. За подготовку заведомо недостоверных заключений о стоимости объекта оценщики должны привлекаться к административной либо уголовной ответственности, говорится в одном из законопроектов.
Много инициатив уполномоченного по совершенствованию системы закупок для государственных и муниципальных нужд нашли свое отражение в разработанных им проектах поправок. Для того, чтобы более активно привлекать малый бизнес к участию в госзакупках, Титов предлагает увеличить размер начальной (максимальной) цены контракта для малого бизнеса до 100 миллионов рублей. К другим инициативам относятся: освобождение добросовестных предпринимателей с хорошей историей исполнения госконтрактов от необходимости вносить обеспечение заявки и возложение обязанности по получению выписок из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на заказчиков. Бизнес-омбудсмен считает целесообразным усилить административную ответственность должностных лиц за неоднократные грубые нарушения законодательства об осуществлении закупок, повлекших нарушение интересов добросовестных предпринимателей.
Ряд законодательных предложений уполномоченного направлен на улучшение системы аренды государственного и муниципального имущества и предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства. Для реализации права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемых помещений должны быть созданы максимально прозрачные и конкурентные условия, а сама процедура будет носить массовый характер. Не используемое для осуществления публичных функций имущество необходимо ускоренно приватизировать на особых условиях. В случае исключения места для размещения нестационарных торговых объектов из схемы муниципалитет должен предусмотреть новую площадку для размещения бизнеса, гласит одна из инициатив уполномоченного.
Меньше административных преград
Одна из главных задач, которую ставит перед собой Титов в сфере усовершенствования системы проверок бизнеса — снижение количества обязательных требований с двух миллионов до нескольких десятков тысяч. При этом уполномоченный продвигает и иные идеи по улучшению делового климата за счет снижения административного давления.
Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должен быть дополнен нормой об освобождении от надзорных мероприятий всех вновь создаваемых предприятий. Предприятия, на которые приходят проверяющие, не должны долго ждать итогов инспекции: один из проектов бизнес-омбудсмена предлагает упорядочить сроки проведения ветеринарного контроля и фитосанитарного надзора в части проведения экспертиз и получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии продукции. Для сельхозпредприятий важно добиться упрощения порядка получения специального разрешения на перевозки в период посевной и уборочной работ, а малоэтажное жилищное строительство и управление такими домами должно осуществляться по более простым правилам, учитывающим интересы застройщика, управляющей компании и жильцов.
В налоговой сфере Титов предлагает установить четкий перечень критериев добросовестности контрагента для того, чтобы снизить количество споров, связанных с налогом на добавленную стоимость.
Ответственная власть
Помимо ответственности для работающих с госзакупками чиновников, инициативы бизнес-омбудсмена направлены на ужесточение требований к проверяющим и иным должностным лицам. Во-первых, за счет изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается исключить меру ответственности в виде предупреждения для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих требования законодательства. Наказания должны начинаться со штрафов, указывает проект поправок в КоАП РФ. Во-вторых, предлагается ужесточить ответственность представителей органов власти за неисполнение вступивших в законную силу судебных актов. В-третьих, один из проектов поправок в КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное и необоснованное проведение оперативных розыскных мероприятия, следственных действий для должностных лиц правоохранительных ведомств.
Как считает Титов, установление факта грубого нарушения требований закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должно стать основанием для пересмотра вступившего в силу постановления о привлечении лица к административной ответственности. При этом перечень оснований для привлечения бизнеса к ответственности без проведения контрольно-надзорных мероприятий предлагается сузить.
С другой стороны, бизнес-омбудсмен осознает ряд проблем с нагрузкой на госорганы и, в частности, на сотрудников Федеральной службы судебных приставов. Введение механизма добровольной уплаты половины штрафа за административные правонарушения на наиболее массовые составы КоАП РФ, позволит как повысить собираемость взысканий, так и освободить приставов от работы с исполнительными производствами по данным штрафам, уверен Титов.
Обеспечение роста российской экономики — ключевая задача, для решения которой бизнес-омбудсмен разрабатывает предложения законодательного характера. Глобальные цели предполагают работу по совершенно разным направлениям, поэтому от уполномоченного поступают предложения как по развитию гражданско-правовых институтов лизинга и синдицированных кредитов, так и по реформированию статьи Уголовного кодекса о мошенничестве, изменению подходов к установлению тарифов и расширению полномочий бизнес-омбудсменов.