МОСКВА, 21 мар – РАПСИ. Россия по темпам роста потребления цифровых услуг занимает третье место в мире, и эти темпы продолжают непрерывно расти, однако в то же время по итогам прошлого года индекс цифровой грамотности снижается. Результаты соответствующего исследования озвучили накануне в Общественной палате (ОП) РФ.

Самоуверенность с критическим мышлением 

На круглом столе, посвященном цифровой грамотности в стране, директор региональной общественной организации "Центр интернет-технологий" (РОЦИТ) Сергей Гребенников рассказал об исследовании "Индекс цифровой грамотности Россиян в 2018 году". Эксперт отметил, что за последний год данный индекс значительно снизился. "Среднее значение индекса составило 4,52 пункта из 10 возможных, на 14,7 процента меньше в сравнении с прошлым годом (5,99 пункта). Это самый низкий показатель за всю историю измерения индекса цифровой грамотности. Мы, конечно, хотели увидеть рост, а не снижение показателей, но пользователи слишком самоуверенные в своей безопасности, и многие не сразу могут распознать мошенников в интернете", — прокомментировал Гребенников.

В ходе исследования также выявилось, что в 2018 году россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. По словам эксперта, сегодня множество устройств буквально заставляют пользователей совершенствоваться и осваивать новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. "Действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и программным обеспечением, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий", — считает Гребенников.

Потребность общества и незрелость властей 

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич отметил, что назрела острая необходимость проведения уроков цифровой грамотности среди школьников на федеральном уровне. По его словам, эту инициативу поддерживает и Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, однако Министерство просвещения к этому пока не готово. "Чиновники ссылаются на традиционные положения о том, что с каждой школой можно решать эти вопросы индивидуально, а на федеральном уровне общество и государство пока не созрели", — отметил Малькевич. Участники также отметили проблемы недостатка часов по предмету "Информатика", отсутствие азов понимания цифровой грамотности и интернет-гигиены, без решения которых остро встает вопрос информационной безопасности.

Digital-диктант

Директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяна Голубовская добавила, что компания в 2019 году планируется провести Digital-диктант, который позволит каждому участнику узнать свой уровень цифровой грамотности, а также прокачать цифровую культуру и развить способность защищать себя в сети. Диктант пройдет в формате тестирования, где будут представлены различные ситуации и варианты ответов от трех до пяти с визуальными или видеоизображениями. Для разных возрастных групп предусмотрены разные варианты. В течение 45 минут участникам надо будет ответить на 40 вопросов. Принять участие в диктанте сможет любой желающий, используя для этого различные устройства.