МОСКВА, 30 июл — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке письмо с предложением поддержать внесение в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) изменений, способствующих более активному применению залога в качестве меры пресечения, сообщила РАПСИ пресс-служба омбудсмена.

«Как правило, требование УПК РФ об изложении судом мотивов и оснований, в силу которых невозможно избрание иной меры пресечения, кроме заключения под стражу, исполняется формально (суды просто констатируют такую невозможность). Полагаю, что данная ситуация в определенной степени вызвана как сложившимся стереотипом действий следственных органов, так и недостаточным нормативно-правовым регулированием залога с учетом особенностей его правовой природы», — говорится в письме Титова.

Почти половине предпринимателей, обратившихся в адрес уполномоченного, в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу. Только двое обратившихся к омбудсмену в 2018 году были отпущены под залог. В целом по статистике Верховного Суда РФ в прошлом году залог применен к 377 лицам, из них 360 — на стадии предварительного следствия, 17 — на стадии судебного производства.

Статья 97 УПК РФ предусматривает, что дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК. Статья 108 УПК РФ регламентирует порядок возбуждения и внесения ходатайств об избрании меры пресечения следователем и дознавателем. Однако ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо.

«В результате четкая регламентация порядка внесения ходатайства об избрании залога в качестве меры пресечения отсутствует. Не установлены конкретные параметры, исключающие необоснованный отказ в его применении. Не выработаны подходы к определению судами размеров залога, объективно соответствующих характеру совершенного преступления, данным о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественному положению залогодателя», — говорит Титов.

По мнению омбудсмена, для решения проблемы необходимо внести поправки в часть 1 статьи 108 УПК РФ, которые обяжут суды указывать причины отказа в применении более мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу.

Титов также предлагает дополнить статью 106 УПК РФ частью, регламентирующей порядок внесения в суд ходатайств о применении залога. «По замыслу она должна предусматривать, что при поступлении следователю, дознавателю ходатайства подозреваемого, обвиняемого либо другого физического или юридического лица о применении залога, следователь в течение трех дней выносит согласованное с руководителем следственного органа постановление о внесении данного ходатайства в суд. В нем должна быть изложена позиция органа дознания/следствия по вопросу необходимости удовлетворения ходатайства и обоснованности изложенных в нем доводов», - говорит бизнес-омбудсмен.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил Генеральной прокуратуре и Верховному суду РФ до декабря этого года представить законодательные предложения, способствующие сокращению применения ареста по отношению к предпринимателям.